Воздух в топливной системе бензинового двигателя: Воздух в топливной системе – как обнаружить и как избавиться

Содержание

Воздух в топливной системе – как обнаружить и как избавиться

ОТКУДА ДУЕТ

Сначала надо разобраться, как воздух попадает туда, где его не должно быть. Несмотря на то, что бензин без кислорода гореть не будет, смешиваться они должно в строго определенной пропорции: 1 доля бензина к 14,7. А дизелю, в котором топливо в цилиндры подается под огромным – до 1000 бар – давлением, воздух в топливной магистрали и вовсе не нужен. Система питания, вне зависимости от вида топлива, от бака до коллектора должна быть герметичной. Но это – в идеале. При реальной эксплуатации подсос воздуха может произойти в следующих местах:

  1. Топливный бак. Конечно, в автомобилях абсолютно всех типов баки сконструированы так, чтобы забор топлива осуществлялся из крайней нижней точки. Но это в том случае… если оно там есть. А вот при высыхании – отсутствии горючего в резервуаре – через насос вместо бензина или дизтоплива в систему начинает поступать воздух. Кроме завоздушивания, это чревато еще и другими поломками: перегоранием электромотора топливного насоса или засорением топливной системы отложениями из бака.

  2. Топливный фильтр. При неправильной замене фильтрующего элемента внутри него может образоваться воздушная пробка, которая будет препятствовать прохождению топлива. Характерно в основном для дизельных двигателей.

  3. Уплотнения и прокладки. Речь идет не только о прокладках топливопровода, но и (в большей мере) воздушного коллектора. Корпус воздушного фильтра, клапан адсорбера, уплотнения воздушных датчиков, форсунок, ТНВД и прочих топливных насосов и фильтров.

  4. Шланги и трубки. Изношенные и проржавевшие элементы топливной магистрали – не редкость на автомобилях, имеющих большой пробег или солидный возраст. Необходимо отметить: металлические (чаще – латунные) топливные магистрали старого образца намного реже страдают нарушением герметичности, чем более современные пластмассовые.

  5. ТНВД. Внутри топливного насоса высокого давления причиной проникновения воздуха могут стать уплотнение приводного вала, ось рычага управления подачи топлива или другие детали.

  6. Впускной коллектор. Подсос воздуха через впускной тракт может происходить из-за нарушения герметичности его прокладок, изменения геометрии вследствие механического воздействия или перегрева двигателя.

  7. Вакуумный усилитель тормозной системы, а чаще – его подводящие шланги, тоже может стать причиной подсоса воздуха.

Все приведенные выше причины являются серьезными неисправностями, требующими неотложного ремонта. Даже в первом случае, когда топливо в баке закончилось естественным путем, часто недостаточно лишь заправить его – необходимо «выгнать» воздух из системы питания.

СИМПТОМЫ «ЗАВОЗДУШИВАНИЯ»


Признаки, как и последствия, попадания воздуха в топливную магистраль, разнятся от типа двигателя.

Бензиновые моторы чаще всего реагируют на бедную смесь нестабильной работой. Карбюраторные не держат оборотов без вытянутого рычажка дроссельной заслонки (подсоса), инжекторные – изменяют их в зависимости от того, какой системой учета воздуха в смеси пользуется двигатель. Оснащенные ДМРВ (датчиком массового расхода воздуха) снижают обороты, а те, в которых используются МАР-сенсоры (датчики абсолютного давления) – наоборот, повышают. О проблемах с воздухом расскажут ошибки лямбда-зондов, пропуски воспламенения, «троение» двигателя, недостаточная мощность, повышенный расход топлива.

Однако наибольшие проблемы присутствие воздуха в топливной магистрали сулит дизельным двигателям. В них впрыск топлива в цилиндры осуществляется без участия воздуха, поэтому его присутствие может стать помехой запуску мотора. Из-за завоздушенной топливной системы дизель может:

  • запуститься, но работать нестабильно, постоянно грозясь заглохнуть;

  • требовать более продолжительной работы стартером;

  • не заводиться даже с буксира.

Со временем ситуация будет усугубляться. В отличие от бензиновых двигателей, где воздушную пробку, образовавшуюся в магистрали (например, из-за некорректного переключения с бензина на газ или из-за опустошения бака) вполне реально пробить давлением топливного насоса, в дизельных системах воздуху деться некуда. Для извлечения «пузыря» необходимо вмешательство.

ДИАГНОСТИКА ПОДСОСА ВОЗДУХА


Однако в первую очередь необходимо четко установить причину завоздушивания и устранить все неисправности, этому способствующие. Процедура эта для разных типов двигателей также принципиально разная.

В бензиновых моторах основной упор делается на поиск мест попадания лишнего воздуха в моторном отсеке. Начинают с визуального осмотра топливных, воздушных и вакуумных магистралей, подтяжки креплений воздушного фильтра, форсунок, хомутов и прочих мест, через которые может проникать воздух. Если это не помогло, герметичность соединений проверяют различными способами:

  1. Вакуумно-механический метод. Затыкают подающий патрубок выше воздушного фильтра, предварительно открутив его, или же подкладывают под фильтр пакет. После того, как двигатель заглохнет, там, где герметичность нарушена, будет слышно шипение.

  2. Использование мыльного раствора. На потенциально проблемные места разбрызгивают мыльную пену и по образовавшимся пузырькам определяют место утечки.

  3. Использование дымогенератора. Самый эффективный метод при всей его сложности и затратности. Дым подается внутрь обычно через шланг вакуумного усилителя и в месте потери герметичности выходит наружу.

Остальные «народные» методы – либо неэффективны, либо откровенно опасны (как, например, распыление очистителя карбюратора).

В дизельных двигателях искать место проникновения воздуха можно методом исключения: поочередно подавать топливо не из бака, а из стороннего резервуара – канистры. Начинают это делать обычно с топливного насоса (ТНВД). Также эффективен метод поднятия давления в топливном баке: в проблемных местах появятся течи или жирные пятна.

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Если в бензиновых автомобилях после успешной диагностики необходимо заменить или отремонтировать неисправную деталь: шланг, патрубок или прокладку, то в дизельных, кроме этого, нужно еще и устранить воздушную пробку.

Для этого выше уровня ТНВД закрепляют емкость с дизтопливом. Предварительно очистив от загрязнений, откручивают болт штуцера обратного хода топлива и через отверстие откачивают воздух вакуумным насосом или спринцовкой, пока не пойдет только топливо, без пузырьков. Подобного рода операцию можно проводить шланге подачи горючего после ТНВД или, откручивая болт крепления фильтра, если проблема была в его неплотном прилегании.

Следует помнить о том, что топливо – горючая и едкая субстанция, а патрубки, хомуты и штуцеры топливной системы могут оказаться весьма хрупкими. Для неподготовленного человека весьма высок риск установить снятые детали неправильно, в ненадлежащем порядке или недостаточно закрепить. Поэтому, по возможности, обращайтесь для проведения этих работ к профессионалам – таким, например, как специалисты сети умных автосервисов Wilgood.

Чем опасен воздух в топливной системе автомобиля и как его удалить

 

Воздух в герметичных системах — явление неприятное и уж точно не полезное.

И если бензиновые двигатели, в которых давление около 1.2 бар, легко справляются с воздушной пробкой, то для дизелей воздух в топливной системе — проблема.

Как воздух попадает в топливную систему

Если говорить совсем начистоту, то в любой топливной магистрали есть микротрещинки, микропоры, разболтавшиеся крепления, изношенные уплотнители.

Воздух попадает в систему через ТНВД — если уплотнения крышки насоса или вала нарушены, обратку на форсунках, треснувшие топливные шланги, места соединения магистрали и топливных фильтров.

 

Уплотнение крышки ТНВД

 

Все эти моменты уже делают систему негерметичной. И чем старше автомобиль, тем больше таких лазеек для воздуха.

Как проявляется воздух в системе:

  • двигатель нормально заводится на холодную, но дальше работает нестабильно;
  • мотор глохнет при разгоне и высоких нагрузках;
  • вяло реагирует на нажатие педали газа, троит и трясется;
  • чтобы мотор “схватился”, нужно дольше крутить стартером;
  • в совсем запущенных случаях машина не заводится ни от стартера, ни с помощью пусковых устройств, ни с толкача.

Да, эти же симптомы могут свидетельствовать и о других неисправностях. Но завоздушивание отличается вот чем: проблемы в работе двигателя проявляются спустя несколько минут после запуска.

Чем опасен воздух в топливной системе

ТНВД и дизельные форсунки во время работы смазываются исключительно топливом, которое через них проходит. Если в системе образовалась воздушная пробка, топливо попадает в двигатель в меньшем объеме, чем нужно. Машина заводится на остатках топлива в ТНВД, но оно быстро сгорает. А т.к. топлива поступает мало и медленно, обороты начинают плавать.

 

Топливная система дизелей

 

Насос работает всухую под огромными нагрузками — ведь ему нужно создать давление до 2500 бар. Смазочное голодание приводит к тому, что на элементах плунжера появляются задиры, металлические детали разрушаются друг о друга, в систему попадает металлическая стружка, которая изнашивает другие узлы. Причем проблема не решается, если заменить форсунки — нужно полностью удалять дизель со стружкой из системы, промывать ее.

Как удалить воздух из системы

Для начала нужно быть на 100% уверенным, что система завоздушена. Можно сделать диагностику самостоятельно, но это длительный процесс. Который, к тому же, требует определенных знаний и навыков: нужно будет отсоединять-присоединять магистрали, сливать топливо, частично разбирать узлы системы. Как минимум, нужно хорошо знать устройство топливной системы и отдельных узлов, понимать, как что работает и за что отвечает.

Если вы все решили сами проверить топливную систему, для начала осмотрите моторный отсек и днище автомобиля по всей длине топливных магистралей — все стыки, соединения, потеки, даже жирные пятна. Возможно, повреждена только магистраль и вы отделаетесь легким испугом. Если с магистралями порядок, делаем следующее:

  • отключите ТНВД от прямой и обратной магистралей, возьмите прозрачную пластиковую емкость объемом до 5 литров с чистым дизелем, две метровые трубки, хомуты для крепления конструкции;

 

Диагностика ТНВД

 

  • присоедините шланги к ТНВД — вместо магистрали и обратки;
  • удалите воздух из ТНВД. Для этого емкость с дизелем нужно расположить выше насоса, открутить штуцер обратки на насосе, откачать воздух, закрутить штуцер;
  • заведите мотор на 3-5 минут.

Дальше действуйте в два этапа:

  • оставьте емкость с топливом выше насоса на 8-10 часов. Если по истечении этого времени двигатель заведется и будет работать нормально, значит, воздух подсасывает из топливной магистрали;
  • теперь расположите емкость ниже насоса и тоже оставьте на 8-10 часов. Если мотор не запустился или запустился, но работает некорректно, воздух попадает в систему через ТНВД. Если двигатель нормально завелся и работает, “подсасывает” обратка форсунок.

Таким же методом можно проверить топливный фильтр и подкачивающий насос.

Эта нехитрая, но долгоиграющая диагностика может показать как несколько лазеек для воздуха, так и ни одной. Тогда остается один вариант: воздух попадает в систему через топливный бак.

Все же лучше доверить диагностику и ремонт специалистам — на профильных СТО есть специальное оборудование, квалифицированные специалисты, которые действуют по проверенным алгоритмам. 

Профилактика

Вообще, в 99% случаев воздух попадает в систему из-за некачественного ухода. И, как известно, проблему проще и дешевле предотвратить, чем устранять. Поэтому ответственный водитель должен:

  • регулярно проверять состояние топливной системы, менять расходники и фильтры;
  • выбирать качественные фильтры и расходники;
  • заправлять хорошее топливо;
  • вовремя менять изношенные элементы — трубки, хомуты;
  • своевременно обслуживать форсунки;
  • если появились подозрения, что двигатель работает некорректно, сразу ехать на диагностику.

Завоздушена топливная система автомобиля: что делать

Если воздушит топливную систему

Если завоздушена топливная система, то это однозначно начнутся проблемы с запуском двигателя. Машина легко может заглохнуть на дороге, и водителю будет невдомёк, почему так происходит. Выясним, как определить, завоздушилась ли система, и что делать в этом случае.

Признаки завоздушивания

При затруднённом запуске ДВС опытный водитель проверяет и выхлоп тоже. Если в цилиндры мотора попадает горючее, то даже при отсутствии полноценного запуска из глушителя должен идти дым. Неважно, какого он будет цвета, главное – чтобы он был, пусть и еле заметным.

Таким образом, если из глушителя не пошёл дым, это первый признак завоздушивания ТС (топливная система). Топливо не поступает в двигатель, значит, в системе есть воздух.

Бывают, конечно, случаи, когда дым идёт, но горючее в цилиндры не поступает. Объясняется исключение тем, что выходит тот дымок, который остался в системе. Чтобы застраховаться от такой ситуации (хотя она и происходит редко, но возможна), рекомендуется держать стартер подольше – около минуты без перерыва. Этого времени вполне хватит для заполнения системы выхлопа дымом.

Если воздух попадает в ТС, то возникают некоторые особенности в работе автомобиля. К примеру, проблемы с запуском могут проявляться постоянно, на протяжении нескольких дней или долго не напоминать о себе. Безусловно, это напрямую зависит от силы подсоса воздуха.

Вот что ещё бывает:

  • после запуска мотор троит, трясётся, всю работу двигателя можно оценить, как крайне нестабильную;
  • мотор хорошо запускается «на холодную», но стоит ему немного потеплеть, как начинаются провалы, вплоть до остановки;
  • двигатель не заводится вообще (такое происходит при запущенных состояниях, когда воздух уже подсасывается в больших количествах).

Что приводит к завоздушиванию

Существует целый ряд поводов, влияющих на попадание воздуха в ТС. Но, как правило, такое происходит на старых и подержанных авто.

Итак, вот несколько распространённых причин, из-за которых воздух начинает попадать в систему.

  1. В насосе для подкачки топлива неплотно сидят сальники либо они износились.
  2. Подводящие трубки горючего рассохлись, сгнили хомуты, соединяющие и фиксирующие их. Металлические шланги со временем ржавеют, особенно часто это происходит при входе трубки в топливный бак.
  3. Топливный фильтр некачественно уплотнён.
  4. В качестве обратки (трубки, по которой топливо возвращается в бак) используется ПВХ шланг. К аналогичной ситуации приводит любое нарушение герметичности этой важной магистрали.
  5. Проблемы с уплотнением ТНВД (насос высокого давления) в районе приводного вала.
  6. Плохое уплотнение крышки насоса топлива.

Большая часть причин связана с уплотнителями. Поэтому крайне важно их регулярно проверять, старые и рассохшиеся менять.

Отдельно хотелось бы заострить внимание на ТНВД. Сам этот насос очень сложный в конструктивном плане, и у него помимо слабых уплотнителей есть немало других возможных мест подсоса воздуха.  Квалифицированную диагностику ТНВД способны провести только специалисты, поэтому если есть сомнения, желательно насос сразу показать им.

ТНВД насос

Выше были приведены естественные причины завоздушивания ТС. Они возникают из-за старения, и этот процесс остановить невозможно, но продлить можно. Существуют также причины, приведшие к подсосу воздуха, из-за неправильного проведения ремонтных операций.

Вот, например, был заменён топливный фильтр. Эксперты говорят, что нередко новый фильтр либо неправильно ставят, либо устанавливают некачественный вариант. Последнее вообще происходит в наши дни сплошь и рядом. Вроде купил деталь в магазине, но оказывается – брак, подделка. Что касается замены, то надо проводить её грамотно, осторожно. Часто дилетанты нормально устанавливают ремонтируемый элемент, но портят по неосторожности топливные соединения, цепляют их отвёрткой или чем-то ещё. В итоге появляется дырка, откуда и поступает воздух.

Следует знать, что завоздушивание ТС происходит при повреждении любой магистрали или ветки, будь это обратка или подвод.

Бывает и так, что воздух попадает в систему из-за плохой дороги. Мчитесь вы, допустим, на большой скорости, и одним колесом залетаете в яму. Полёт нормальный, движение продолжается, вы — ас. Но при этом манёвре топливо в баке уходит полностью в одну сторону, насос же вместо горючего хапает воздух. Такое случается на машинах с плоскими баками.

Что делать

Первое, что следует сделать – проверить автомобиль под днищем и под капотом. Одним словом, надо визуально протестировать повреждения магистралей, постараться найти жирные пятна и подтёки. Но это самый лёгкий способ удостовериться в том, что система действительно подсасывает воздух. Как правило, в месте завоздушивания бывает чисто, и не всего можно визуально определить подсос.

Если первый этап проверки ничего не дал, переходим к следующему.

  1. Нужно отключить топливный насос от шлангов автомобильной системы. Запитку топливом теперь нужно провести от какой-нибудь отдельной ёмкости. Вполне подойдёт трёх- или пятилитровая пластиковая бутыль. Позаботиться ещё о наличии двух шлангов (по 1 метру каждый, диаметр – как у автомобильных в системе) и хомутов.
  2. От ТНВД отсоединить все трубки, а вместо них вдеть подготовленные метровые шланги.
  3. В бутыль влить чистое, без примесей топливо.
  4. Хорошенько зафиксировать шланги хомутами, с учётом того, что после запуска мотора они могут выскочить и всё вокруг залить. Надо позаботиться также о том, чтобы шланги не выскочили из ёмкости.

Таким образом, целью операции становится выкачка воздуха из ТНВД (как правило, при завоздушивании он чаще попадает туда).

  1. Бутыль ставится на высокое место (чтобы она стояла выше насоса).
  2. Подкачивается горючее ртом из бутыли, предварительно снимается подающий шланг (как только пойдёт топливо, вдеть шланг и накрепко зафиксировать).
  3. Через несколько секунд отвернуть хомут обратки, отсюда должен выйти воздух, если он был.
  4. Запустить двигатель для полного удаления воздуха.

Важно хорошенько очистить зону вокруг насоса, так как малейшая грязь, попавшая внутрь ТНВД через шланги, может нанести дорогому насосу непоправимый вред.

Некоторые эксперты приводят более лёгкий способ запуска ДВС, завоздушенного по какой-либо причине. У ТНВД есть особое дренажное отверстие, откуда излишки топлива выходят на обратную магистраль. Вот этот самый сливной штуцер надо открутить, и если насос полный, то выйдет оттуда топливо вместе с воздухом. Наживить слегка штуцер, прокрутить стартер. Затем штуцер окончательно закрутить, и завести мотор. Ура! Работает! Тут надо не упустить шанс, и поддерживать обороты педалью газа.

Главное при завоздушивании определить причину. Если удалось завести двигатель, а причину подсоса найти не получилось, рекомендуется ехать в СТО, так как рано или поздно ситуация повторится.

Удаление воздуха из топливной системы дизельной мотопомпы

В инструкции к бензиновому двигателю вы не встретите настоятельной рекомендации удалять воздух из топливной системы. А вот для дизельных двигателей это практически пункт номер один.

Воздух в топливной системе дизеля сравнивают с аналогичным явлением в кровеносной системе человека и называют «невидимым убийцей».

Дело в том, что дизельные двигатели оборудованы насосом высокого давления. Если в топливную систему попадает воздух — не создается достаточного давления для качественного впрыска топлива. Вследствие чего двигатель заводится с трудом, «чихает» и работает с перебоями.

В исправную топливную систему двигателя воздух попадает в основном из-за полной выработки топлива. В этом случае, а также перед первым пуском двигателя мотопомпы, воздух из топливной системы необходимо удалить.

Как удалить воздух из топливной системы:

  • залейте полный топливный бак;
  • откройте топливный кран;
  • отверните гайку топливного насоса на 1-1,5 оборота;
  • приведите декомпрессор двигателя в открытое положение;
  • удерживая рычаг декомпрессора в открытом положении, проворачивайте коленчатый вал двигателя (электрическим стартером при помощи ключа зажигания) до появления течи топлива из-под гайки без воздушных пузырей;
  • надежно затяните гайку топливного насоса;
  • отверните гайку топливной форсунки на 1-1,5 оборота;
  • удерживая рычаг декомпрессора в открытом положении, проворачивайте коленчатый вал двигателя (электрическим стартером при помощи ключа зажигания) до появления течи топлива из-под гайки без воздушных пузырей;
  • надежно затяните гайку топливной форсунки.

Чтобы в дальнейшем воздух не попадал в топливную систему, не допускайте полной выработки топлива. Если же это произошло, то после заполнения бака удалите воздух по вышеизложенному методу — это продлит работу двигателя.


Возврат к списку

Завоздушивание топливной системы дизельного двигателя

17.08.2020

Реклама наших партнеров

В том случае, если завоздушена топливная система дизельного двигателя, неисправность может проявляться как постоянно при запусках после длительного простоя, так и долго не напоминать о себе. Это зависит от интенсивности подсоса воздуха. Основными симптомами попадания воздуха в топливную систему дизеля независимо от модификации силового агрегата являются:

  • дизельный мотор легко запускается «на холодную», но дальнейшая работа ДВС не отличается стабильностью;
  • дизель может подтраивать и трястись после запуска, реакции на нажатие педали газа становятся вялыми и замедленными;
  • после стоянки агрегат необходимо все дольше крутить стартером, затем происходит схватывание и повторяются симптомы, описанные в первом случае;
  • по мере прогрессирования неисправности дизель от стартера уже не заводится, не всегда удается завести двигатель даже при помощи пусковых устройств или рывка на буксире.

Для более точного определения, что причиной проблемного пуска является именно воздух в топливной системе дизеля, необходимо произвести визуальный анализ поступления топлива в цилиндры. Для этого дизельный мотор от 30 до 50 сек. нужно крутить стартером для заполнения выпускного тракта выхлопом, а после произвести анализ выхлопных газов.

Если топливоподача в норме, тогда даже при учете того, что мотор не запускается, из выхлопной системы все равно будет выходить небольшое количество дыма. Зачастую дым будет иметь сероватый оттенок. В редких случаях дымление может быть и при отсутствии подачи горючего. Это говорит о том, что в цилиндры попадает избыточное количество масла, но такой выхлоп будет синевато-сизым. Стоит отметить, что диагностировать данную неисправность по цвету выхлопа можно только условно.

 

Возможные места подсоса воздуха

Завоздушивание системы топливоподачи может произойти как неожиданно, так и стать результатом недавно осуществленных ремонтных работ. Воздух может проникать в топливную систему дизеля из разных мест, а общее количество потенциальных «окон» напрямую будет зависеть от того, сколько лет ТС находится в эксплуатации и в каких условиях эксплуатируется конкретный автомобиль.

Топливная система завоздушивается как при потере герметичности в главной магистрали, так и в обратной. Нарушение уплотнений в магистралях заставляет солярку стекать обратно в топливный бак. Двигатель может заводиться после простоя благодаря тому, что в полостях ТНВД остается горючее, но далее дизель быстро глохнет и повторно уже не заводится.

Воздух в топливной системе дизельного двигателя может оказаться по причине того, что нарушено уплотнение соединений, резиновые топливные шланги потрескались, испортились хомуты. Также от коррозии могут пострадать топливопроводы, особенно в месте соединения с топливным фильтром.

К завоздушиванию могут привести нарушения уплотнения топливоподкачивающего насоса. Отдельного внимания заслуживает магистраль для обратного слива топлива на форсунках (обратка), так как частым явлением становится нарушение герметичности топливопроводов на данном участке.

Еще одним местом для проникновения воздуха в систему топливоподачи может оказаться сам топливный насос. Нарушение уплотнения вала привода или крышки насоса приведут к подсосу воздуха ТНВД. Также в конструкции присутствуют и другие места на насосе, которые могут пропускать воздух. Добавим, что диагностику топливного насоса высокого давления необходимо осуществлять силами специалистов по ремонту дизельной аппаратуры.

 

Как самому обнаружить подсос воздуха: магистрали, ТНВД, обратка

Исключение других возможных причин позволяет предположить наличие подсоса воздуха в топливную магистраль. Начинать поиск неисправности необходимо с детального визуального осмотра моторного отсека. Следующим шагом станет осмотр нижней части авто. Обнаружить заметные трещины и другие дефекты трубопроводов, потеки солярки и мокрые пятна достаточно легко.

Если система завоздушивается, но явных признаков нарушения герметичности не видно, тогда для дальнейшей диагностики необходимо отключить топливный насос от топливных магистралей. Затем потребуется отдельная чистая емкость, в которую потребуется налить до 5 литров солярки без каких-либо примесей. Также будут необходимы 2 чистых изнутри и снаружи шланга (около 60 см. в длину), а еще два хомута. Помните, что чистота крайне важна при любых работах с топливной аппаратурой, так как попадание малейших частиц мусора в насос может привести к его выходу из строя и последующему дорогостоящему ремонту.

После отсоединения от ТНВД топливоподающей магистрали и обратки, на их место устанавливаются приготовленные шланги, которые опускаются в емкость с налитым чистым дизтопливом. Далее необходимо закрепить шланги в емкости так, чтобы они не смещались. Для этого крепим их на насосе хомутами, а в отдельной емкости для топлива любым удобным способом зависимо от типа используемой емкости.

После этого необходимо осуществить удаление воздуха из топливной камеры насоса. Отметим, что решение просто крутить мотор стартером для того, чтобы насос начал самостоятельно засасывать солярку из емкости, является неправильным и настоятельно не рекомендуется. Правильных способов решения задачи несколько. Далее рассмотрены самые простые, которые помогут ответить на вопрос, как удалить воздух из дизельного топливного насоса высокого давления прямо у себя в гараже.

Для этого емкость с соляркой необходимо поднять выше того уровня, на котором расположен ТНВД. Далее нужно найти место, где на насосе находится штуцер обратной магистрали для слива топлива.  Это место потребуется тщательно отмыть, чтобы исключить любое попадание грязи. Затем болт штуцера можно вывернуть, а через открывшееся отверстие откачать воздух. Откачку производят спринцовкой, особым вакуумным насосом и т.д. Воздух откачивается до того момента, пока из отверстия не появится дизтопливо. После этого можно вкрутить болт на место и на пару минут запустить двигатель. Запуск необходим для окончательного удаления воздуха.

Ко второму способу относится решение снять шланг подачи топлива с насоса и начать отсасывать топливо до того момента, пока оно не будет выходить плотным потоком. Далее шланг можно надеть на штуцер топливного насоса и обжать при помощи хомута. Затем откручивается болт на штуцере обратной магистрали, а воздух выходит самостоятельно. После всех процедур дизель запускается на несколько минут для полного удаления остатков воздуха из насоса. Запуск можно будет еще раз повторить спустя какое-то время.

По окончании емкость с соляркой ставят выше уровня насоса. Дальше автомобиль оставляют на 8-10 часов. Если после простоя дизель нормально завелся, это говорит о том, что в топливную систему попадает воздух, причем это происходит через топливную магистраль. Следующим этапом диагностики становится размещение емкости с соляркой так, чтобы она оказалась ниже уровня ТНВД. После этого автомобиль снова оставляют на 8-10 часов. Если после простоя дизель не завелся или запуск сопровождается проблемами, тогда вероятен подсос воздуха через насос или магистрали «обратки» на дизельных форсунках.

Во втором случае необходимо учитывать, что конструктивно не во всех дизелях обратная магистраль с форсунок выводится на ТНВД. Местом выведения может быть топливный фильтр, магистраль топливного фильтра. Если это так, тогда описанный далее способ диагностики обратки форсунок можно не применять.

Чтобы уточнить место неисправности, запускаем дизель и выгоняем воздух. Емкость с топливом снова ставим ниже уровня насоса. Трубки, которые отвечают за обратку форсунок и соединены с топливным насосом, необходимо плотно пережать. Машину можно повторно оставить на 8-10 часов. Если дизель после простоя нормально запустился и стабильно работает, тогда подсос воздуха происходит через обратную магистраль дизельных форсунок. В том случае, если проблемы, которые возникали и ранее при попытке завести мотор, проявились снова, тогда это говорит о подсосе воздуха через ТНВД. Насосу при такой неисправности требуется ремонт в специализированной мастерской. Также не редки случаи, когда в процессе диагностики выявляется сразу несколько мест, где нарушена герметичность.

В процессе поиска места завоздушивания также проверяется топливный фильтр. Поверка осуществляется по схеме: емкость с соляркой — топливный фильтр — ТНВД. Емкость с горючим ставится ниже уровня насоса. Если подсос в топливном фильтре не выявлен, подобным образом на герметичность проверяется подкачивающий насос.

Отсутствие явных проблем с топливным насосом, подкачивающим насосом, обраткой форсунок и топливными магистралями может указывать на попадание воздуха в топливную систему дизеля через топливный бак. Для более точной диагностики необходимо обратиться на СТО, где специалисты проведут проверку на герметичность при помощи узкоспециального профессионального оборудования.

 

 

Источник: krutimotor.ru

Реклама наших партнеров

Акционные товары

причины и способы устранения неисправности

Основой нормальной работы дизельного двигателя, особенно современного, с повышенными требованиями по экологии, является высокое давление топлива для максимально тонкого распыла форсунками. На этом же принципе базируется и точное дозирование цикловой подачи. Но если в систему попадает воздух, обладающий сжимаемостью, то достичь нужного давления и количества горючего не получится.

Содержание статьи:

Явление называют завоздушиванием топливной аппаратуры, а ведёт оно к нарушениям в работе ДВС, вплоть до полной его остановки.

Симптомы попадания воздуха в топливную систему дизеля

Пониженное давление в системе впрыска в первую очередь вызовет общую нестабильность работы дизеля.

Обычно она проявляется следующим образом:

  • двигатель плохо пускается, причём холодный лучше, чем горячий, вплоть до нормального запуска утром зимой, но полного отказа заводиться летом;
  • после запуска через некоторое время дизель не может держать обороты холостого хода, а на действие педалью газа отвечает «троением» и попытками заглохнуть после отпускания педали;
  • исчезает тяга, падают мощность и крутящий момент;
  • в любой момент мотор может заглохнуть, после чего его почти невозможно сразу запустить.

Всё это указывает на поступление вместе с топливом воздушных пузырей, которые нарушают работу топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунок.

От типа топливной аппаратуры симптомы мало зависят, зато будут разными по последствиям. У самой передовой системы типа Common Rail (CR) всё закончится очень дорогим ремонтом, поскольку каналы заполнятся стружкой из ТНВД, придётся менять сам насос, форсунки и мыть систему.

По теме: Как работает регулятор давления топлива (проверка и замена РТД)

Узлы «CR» имеют высокую стоимость и крайне чувствительны к воздуху в топливе из-за больших рабочих оборотов вала ТНВД. К тому же есть опасность не разглядеть причину за следствием, что иногда приводит к повторным ремонтам.

Возможные места подсоса воздуха

Чаще всего система завоздушивается из-за нарушения герметичности уплотнений подкачивающего насоса низкого давления или самого ТНВД.

В результате долгой службы или некачественно проведённого ремонта воздух начинают пропускать соединительные топливные магистрали:

  • гибкие шланги обычно работают в условиях вибраций и при недостаточном качестве материалов, особенно из-за использования пластиковых трубок, начинают усыхать и трескаться;
  • все шланги заканчиваются соединениями со штуцерами на хомутах или путём заделки в наконечники, тут могут быть ослабления крепежа или износ уплотнителей;
  • трубопроводы повреждаются коррозией, оксидированию подвержены как чёрные металлы, так и алюминиевые сплавы, силуминовые детали легко растрескиваются;
  • фланцы механизмов собираются на прокладках или герметиках, со временем эти материалы дают усадку или теряют упругость.

Во всех топливных системах используются эффективные и сложные фильтры, иногда с отстойниками и пробками. В них накапливается вода, возникает коррозия. Ситуация усугубляется частыми операциями демонтажа для замены фильтров и удаления воды, что постепенно повышает вероятность утери герметичности. Качество самих сменных фильтров также бывает далеко от идеала.

Размещение подкачивающего насоса в одном блоке с ТНВД создаёт больше условий для подсоса воздуха в подающую магистраль, чем компоновка его в топливном баке. Но и там насос может начать подхватывать воздух при пустеющем баке.

Для точной локализации места подсоса воздуха можно подать топливо непосредственно в ТНВД, после чего через штуцер обратки полностью откачать вакуумом воздух до появления чистой прозрачной жидкости.

Далее двигатель запускается, питаясь из подставленной ёмкости, и останавливается на несколько часов. Если последующий запуск в такой конфигурации пройдёт успешно, и мотор будут работать нормально, значит воздух попадает через трубопроводы от бака.

Состояние самого ТНВД проверяется размещением ёмкости с топливом выше или ниже штуцера. При наличии разрежения на входе неисправный ТНВД будет подавать воздух на форсунки, что и укажет на его вину.

Как выгнать воздух из дизеля

Для прокачки на некоторых моторах устанавливается ручной насос. Если его нет, то придётся использовать штатные средства во время работы стартёра. Параллельно аккумулятору лучше подключить пускозарядное устройство. Прокачка производится после устранения причины подсоса воздуха.

Прокачиваем фильтр

Фильтр прокачивается ослаблением предназначенного для этого штуцера или пробки на корпусе. Как только через него перестают выходить пузырьки воздуха, процесс можно считать законченным.

Процедура похожа на удаление воздуха из тормозов, но отличается наличием насоса.

Прокачка ТНВД

Удалить воздух из ТНВД значительно сложнее, чем из фильтра и подающих магистралей. Лучше всего прокачивать насос через магистраль обратки.

Если топливо подаётся под давлением, что можно обеспечить, создав некоторый избыток воздуха в баке и перекрыв его систему вентиляции, то через некоторое время воздух из ТНВД удалится через его обратный слив. Контролировать это можно подсоединив прозрачный шланг.

Попытки прокачать ТНВД запуская двигатель от мощного буксира могут закончиться плохо. Работая без положенной смазки топливом, плунжерные пары будут изнашиваться и засорять форсунки стружкой. Система окончательно придёт в негодность.

Прокачка топливопроводов

После удаления воздуха из ТНВД некоторое его количество останется в топливных магистралях форсунок. Со временем оно оттуда удалится естественным путём, но только если удастся запустить двигатель, что не всегда реально.

Потребуется долго работать стартёром с перерывами на его охлаждение и только при наличии мощного пускозарядного устройства.

Это интересно: Подсос воздуха во впускном коллекторе и других местах

Ускорить процесс можно ослабляя штуцеры топливопроводов, тогда воздух будет выходить быстрее. Если двигатель запустится, пусть и не на всех цилиндрах, ослабляя и вновь затягивая гайки штуцеров воздух удаляют окончательно, что определяется по разбрызгиванию топлива со значительной силой.

Для профилактики попадания воздуха в исправную топливную систему никогда не надо полностью вырабатывать топливо из бака. Это же предохранит двигатель от попадания сконденсированной в баке воды.

Процедуру замены фильтров и удаление конденсата надо проводить в строгом соответствии с инструкцией к конкретному двигателю.

Устраняем подсосы воздуха в дизельной системе и выгоняем воздух