Температурные характеристики моторных масел
Одними из самых важных характеристик моторного масла являются вязкостно-температурные свойства. Эти свойства имеют прямое влияние на температуру окружающей среды, при которой двигатель способен запуститься без предварительного прогрева. Кроме того, температурные характеристики моторных масел влияют на беспрепятственную прокачку насосом масла по смазочной системе, а также надежность смазывания и охлаждения деталей двигателя, когда допустимые нагрузки и температура окружающей среды самые большие.
Сезонные масла
Даже если климатические условия умеренные, температурные характеристики моторных масел должны находиться в диапазоне от холодного зимнего запуска до максимального прогревания в подшипниках коленчатого вала, а также в зоне поршневых колец (180-190°С). Минеральные масла в температурном интервале от -30 до +150°С изменяют в тысячи раз свои характеристики.
Масла летние, которые обладают достаточной вязкостью при высокой температуре, способны обеспечить запуск двигателя при 0°С. Задача зимних масел – обеспечить при отрицательных температурах холодный пуск. Но, при высокой температуре у них недостаточная вязкость. Поэтому, независимо от наработки (пробега), сезонные масла следует менять два раза в год. От этого эксплуатация двигателя усложняется и дорожает. Эту проблему способны решить всесезонные масла, которые загущены полимерными присадками.
Всесезонные загущенные масла
Загущенные автомасла обладают свойствами, которые при отрицательных температурах делают их характеристики подобными зимним. А если область температур высокая – характеристики «превращаются» в летние. При низкой температуре вязкостные присадки способны относительно немного повысить вязкость базового масла. По при высокой температуре они их значительно увеличивают температурные характеристики моторных масел
.
Обусловлено это тем, что объем макрополимерных молекул увеличивается с повышением температуры.
Всесезонные загущенные масла могут изменять вязкость не только под давлением температур. Здесь играет роль и скорость сдвига и изменение это временное. Когда скорость относительного перемещения деталей, которые смазываются, уменьшается – возрастает вязкость, а если скорость увеличивается – вязкость снижается. Эффект этот имеет место, в большей степени, при низких температурах, однако при высоких также сохраняется.
Здесь имеют место два позитивных последствия:
- в начале, когда холодный двигатель поворачивается стартером, вязкость снижается и это облегчает пуск;
- когда вязкость масла в зазорах прогретого двигателя между поверхностями трения деталей снижается, то уменьшаются затраты энергии на трение и это экономит топливо.
Вязкостно-температурные характеристики это:
- кинематическая вязкость, которая определяется в капиллярных вискозиметрах;
- динамическая вязкость, которая измеряется при разных градациях скорости сдвига в ротационных вискозиметрах;
- индекс вязкости, который является безразмерным показателем пологости вязкостно-температурных зависимостей.

Базовые компоненты на синтетической основе с индексом вязкости 120-150, предоставляют возможность на их основе получать такие характеристики моторных масел, у которых широкий диапазон работоспособных температур.
Диапазон низких температур
Низкотемпературные характеристики масла включают температуру застывания. Масло при такой температуре не способно течь под действием силы тяжести, оно теряет текучесть. Температура застывания должна быть ниже на 5-7°С, от температуры, которая обеспечивает прокачиваемость. Застывание моторных масел, в большинстве случаев, случается из-за образования кристаллов парафинов в объеме охлаждаемого масла. Температура застывания, согласно нормативной документации, достигается депарафинизацией базовых компонентов, а также введением депрессорных присадок в состав моторного масла.
Сульфатная зольность масла
Если масло сгорает – образуется зола, которая, в свою очередь способна образоваться из солей минералов, находящихся во взвешенном состоянии в масле.
В базовых маслах практически нет зольности. Высокая сульфатная зольность обусловлена наличием моющих присадок в составе масла, а в них содержаться металлы. Присадки нужны для предотвращения образования нагара и лака на поршнях. Они также позволяют маслам нейтрализовать кислоты.
Следующий материал
Предыдущие материалы
характеристики и свойства, какое масло выбрать для двигателя (синтетика)
Содержание:
- За что отвечает моторное масло
- Вязкость моторного масла как основная характеристика
- Какой бывает вязкость
- Основные параметры вязкости
- Что такое индекс вязкости
- Международный стандарт вязкости
- Как выбрать масло по вязкости
- Диапазон вязкости
- Можно ли смешивать моторные масла с разной вязкостью
- Актуальные продукты
Двигатель современного автомобиля – это сложный механизм, который состоит из множества узлов и деталей, подвергающихся множеству негативных воздействий.
Это и попадание агрессивных продуктов сгорания, и высокие температуры, и трение, и ударные нагрузки. По мере усложнения конструкции двигателя возрастают и требования к смазочному материалу – моторному маслу. Большинство автомобилистов знают, что вязкость является одним из наиболее важных параметров при выборе моторного масла, однако далеко не всем известно, что означают цифры, указанные на канистрах. В этой статье мы расскажем подробно об этой важной характеристике смазочных материалов.
За что отвечает моторное масло
Масло для силового агрегата позволяет ему сохранять свою работоспособность. На это влияет сразу несколько характеристик:
- устойчивость к высоким температурам, благодаря которой масло не сгорает и практически не испаряется;
- прокачиваемость, при которой жидкость не будет забивать систему при низких температурах;
- предотвращение чрезмерного износа деталей за счет покрытия их масляной пленкой;
- защита от перегрева в разных температурных диапазонах;
- высокая моющая способность для удаления продуктов сгорания.

Вязкость моторного масла как основная характеристика
Пожалуй, ключевым фактором, влияющим на итоговый выбор масла, можно считать его вязкость. Этот параметр является центральным в классификации SAE, которая подразумевает маркировку продукта в соответствии с тем, как оно ведет себя при температурах 40 ˚C и 100 ˚C. Почему это важно? Потому что слишком густое масло может забивать каналы, а жидкое может недостаточно эффективно защищать двигатель.
Какой бывает вязкость
Кинематическая. Она определяет текучесть масла при стандартной рабочей, а также максимальной температуре. Испытания проводятся при температуре 40 ˚C и 100 ˚C. Единица измерения – сантистокс. Из полученных результатов рассчитывается индекс вязкости (лучше, если он превышает значение 200). Обычно достаточный индекс имеют всесезонные масла.
Динамическая. Она определяет силу сопротивления при перемещении масла, которая не зависит от плотности. В данном случае единицей измерения вязкости является сантипуаз.
Основные параметры вязкости
Проворачиваемость. Она определяет диапазон текучести масла при низкой температуре и указывает на максимально допустимую динамическую вязкость, которая способна обеспечить правильный запуск двигателя.
Прокачиваемость. Она характеризует индивидуальные особенности масла в процессе перемещения (прокачки). Прокачиваемость должна иметь значение на 5 ˚С ниже необходимого, чтобы масляный насос не закачивал воздух вместо слишком густой смазочной жидкости. Значение прокачиваемости не должно превышать 60000 мПа*с.
Что такое индекс вязкости
Это число, которое указывает на степень изменения вязкости при изменении температуры. Чем выше индекс, тем меньшую зависимость проявляет вязкость масла от температуры. Для повышения индекса используются вязкостные присадки и синтетические масла.
Международный стандарт вязкости
Спецификация SAE – это стандарт, который определяет нужный уровень вязкости масла в различных температурных режимах.
Они принят в большинстве стран мира. По классификации SAE J300 выделяется 11 классов вязкости моторного масла:
- SAE 0W,
- SAE 5W,
- SAE 10W,
- SAE 15W,
- SAE 20W,
- SAE 25W,
- SAE 20,
- SAE 30,
- SAE 40,
- SAE 50,
- SAE 60.
В свою очередь, все масла в соответствии с классом вязкости делятся на летние, зимние и всесезонные.
Летние. Они не имеют обозначения буквой W и имеют наибольшую вязкость. Это обеспечивает качественную смазку деталей мотора при высокой температуре. Использовать такие масла при низкой температуре нельзя – они становятся слишком плотными и затрудняют работу двигателя. К летним относятся масла со следующим показателем вязкости SAE:
- 20,
- 30,
- 40,
- 50,
- 60.
Зимние. Обозначены буквой W (winter) и являются менее вязкими.
Это обеспечивает отсутствие проблем при холодном пуске двигателя. Однако их повышенная текучесть при высокой температуре не позволяет использовать такие масла в теплое время года – они не обеспечивают двигатель должной защитой. К зимним относятся масла следующих видов:
- SAE 0W,
- SAE 5W,
SAE 10W,- SAE 15W,
- SAE 20W.
Всесезонные. Благодаря специальным присадкам они сочетают в себе характеристики зимних и летних. Это:
- SAE 0W-30,
- SAE 0W-40,
- SAE 5W-30,
- SAE 5W-40,
- SAE 10W-30,
- SAE 10W-40,
- SAE 15W-40,
- SAE 20W-40.
Как выбрать масло по вязкости
Чтобы подобрать подходящее по вязкости синтетическое мотороное масло, в первую очередь нужно опираться на следующие показатели:
- в каком климате используется автомобиль;
- как долго эксплуатируется двигатель.
Так, для регионов с высокой температурой воздуха стоит выбирать масла, имеющие более высокий показатель вязкости (цифра, находящаяся перед W,).
Для нового двигателя нужно масло с меньшей вязкостью, а для мотора, который уже долго эксплуатируется, – с большей.
Диапазон вязкости
Любое масло имеет показатели вязкости при низких и при высоких температурах. Чем выше цифра, стоящая перед W, тем меньше рабочий диапазон на низких температурах. Число после W обозначает высокотемпературную вязкость: чем она больше, тем выше вязкость масла при высоких температурах. Приведем рекомендуемые диапазоны работы смазочных жидкостей с разными показателями вязкости.- 5W-30 – от -25 ˚С и до +20 ˚С;
- 5W-40 – от -25 ˚С и до +35 ˚С;
- 10W-30 – от -20 ˚С и до +30 ˚С;
- 10W-40 – от -20 ˚С и до +35 ˚С;
- 15W-30 – от -15 ˚С и до +35 ˚С;
- 15W-40 – от -15 ˚С и до +45 ˚С;
- 20W-40 – от -10 ˚С и до +45 ˚С;
- 20W-50 – от -10 ˚С до +45 ˚С и более.
Можно ли смешивать моторные масла с разной вязкостью
Моторные масла разных классов могут иметь существенные отличия по характеристикам и составу, а каждый производитель автомобилей выдвигает свои требования к использованию того или иного класса моторного масла в зависимости от технических особенностей транспортного средства.
Поэтому смешивание смазочных жидкостей разной вязкости допустимо только в экстренных ситуациях и только в том случае, если свойства изделий отличаются незначительно. Например, в двигатель, где использовалось масло 5W-40, можно долить жидкость 5W-30. Но смешивать зимние и летние составы, вязкость которых кардинально отличается, однозначно не следует. Также не стоит смешивать масла с синтетическим, полусинтетическим и минеральным составом.
Актуальные продукты
TAKAYAMA SAE 10W-40 API SL/CF – продукт с добавлением высококачественных и высокоэффективных присадок. Отличается высокой устойчивостью к окислительным процессам.
TAKAYAMA SAE 5W-40 API SN/CF – всесезонное моторное масло на синтетической основе. Подходит для бензиновых силовых агрегатов, в том числе турбированных, которые предназначаются для легковых автомобилей.
Качества хорошего моторного масла — Atlantic Grease and Lubricants FZC (AGL)
3 основных качества, которыми должно обладать хорошее моторное масло
если вы находитесь в поисках лучшего моторного масла в мире должен быть знаком с качествами, которыми он должен обладать.
Каждое моторное масло требует определенных характеристик, которые определяют его долговечность и эффективность. Основные характеристики, которые должны присутствовать в лучшем моторном масле мира — высокий индекс вязкости, термическая стабильность и устойчивость к окислению.
высокий индекс вязкости
вязкость e в основном представляет собой сопротивление жидкости течению. Для того, чтобы знать о качестве смазочного материала, очень важно учитывать его вязкость при разных температурах, для этого индекс вязкости был введен Э. Дином и Г. Дэвисом еще в 1929 году. Высокий индекс вязкости считается лучшая черта, что лучшее моторное масло в мире должен обладать. К счастью, Atlantic lube поставляет смазочные материалы с высоким коэффициентом вязкости, что делает их смазочные материалы лучшими из лучших в мире.
Термостабильность
Еще одной важной характеристикой, которой должно обладать хорошее моторное масло, является стабильность при высоких температурах.
Так как смазочные материалы работают в той части вашего автомобиля или мотоцикла, где температура самая высокая, то они должны обладать характеристиками, не позволяющими им разрушаться при высокой температуре. Хорошее моторное масло должно обеспечивать запуск двигателя при низких температурах и быть стабильным при высоких температурах. В противном случае плохая термическая стабильность может привести к выходу из строя вашего двигателя из-за высокой вязкости. Atlantic lube прекрасно это знает и поэтому производимые там смазки способны противостоять высоким температурам и запускать двигатель даже при очень низких температурах. Короче говоря, смазочные материалы обладают термостабильностью, что делает их лучшими смазочными материалами в мире.
Стабильность к окислению
Другой важной характеристикой, которой должно обладать хорошее моторное масло, является стойкость к окислению. Под окислением понимают химическую реакцию, происходящую между смазочным маслом и кислородом.
В случае более высокой степени окисления сокращается срок службы моторного масла или смазки. Не только это, но и высокая вязкость масла, что приводит к образованию шлама. Чтобы ваш двигатель работал должным образом, вы должны выбрать моторное масло, которое не будет смешиваться с кислородом. Таким образом, двигатель вашего автомобиля или мотоцикла останется невредимым, а смазка сможет работать длительное время. Смазочные материалы, приготовленные на Atlanticlube обладают хорошей устойчивостью к окислению, что продлевает срок службы вашего двигателя. Внутри двигателя все дело в химических реакциях. Чем больше вы пытаетесь избежать вредных химических реакций, тем больше пользы это принесет вам. Для определения устойчивости масла к окислению можно использовать несколько методов, и Atlanticlube знает их все. Чтобы получить лучшее моторное масло в мире ,вы должны выбрать масло Atlantic.
Смазочные материалы 101: Свойства смазочных масел – Часть 1 – Экспертиза по применению – Lube Talk
Зачем нужна смазка? В этой первой части вводного курса по промышленным смазочным материалам, состоящего из двух частей, мы более подробно рассмотрим потребность в смазке и ключевые свойства смазочных масел.
Смазочные материалы, которые часто считаются источником жизненной силы машин, являются важным компонентом во многих отраслях промышленности. От подшипников до двигателей и гидравлики — они используются для обеспечения бесперебойной работы промышленности за счет:
- Уменьшение износа
- Уменьшение трения
- Отвод тепла
- Предотвращение ржавчины и коррозии
- Удаление загрязнений
Независимо от того, являетесь ли вы опытным профессионалом в отрасли или начинающим талантом, ниже приведено руководство по основам минеральных и синтетических смазочных масел, начиная с его свойств, которое поможет вам лучше понять этот важный промышленный компонент. .
1.
Вязкость
Вязкость определяется как внутреннее сопротивление жидкости течению. Чем выше вязкость жидкости, тем медленнее она течет. Если вы хотите, чтобы ваша пленка оставалась неподвижной при более низких скоростях, вам нужна более высокая вязкость.
Вязкость, считающаяся наиболее важным свойством смазочного материала, служит для образования смазочной пленки, охлаждения компонентов машины, а также уплотнения и контроля расхода масла. Он должен быть сбалансирован по нагрузке, температуре и скорости. Ниже приведена таблица, иллюстрирующая, как каждый фактор влияет на то, насколько высокой или низкой должна быть вязкость.
Распознавание обозначений вязкости
Вязкость измеряется по-разному в соответствии с их обозначениями по разным группам:
Вязкость Char t
В этой таблице показаны различные классы вязкости смазочных материалов. каждая линия по горизонтали, обозначения вязкости равны.
Индекс вязкости (VI)
Индекс вязкости (VI) — это скорость изменения вязкости масла в зависимости от температуры. Чем выше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла изменяется в зависимости от температуры.
Примечание. Цифры в скобках безразмерны и показывают разницу между вязкостью при 40 и 100 градусах Цельсия.
На приведенном выше графике обратите внимание, что наклон каждой линии различается в одном и том же температурном диапазоне в зависимости от ее вязкости: самый низкий индекс вязкости имеет самый высокий наклон; самый высокий VI имеет наименьший наклон.
2. Термическая стабильность
Термическая стабильность относится к способности смазочных материалов сопротивляться разрушению при высоких температурах. Плохая термическая стабильность может привести к образованию шлама, отложений и повышенной вязкости.
3. Устойчивость к окислению
Устойчивость к окислению относится к способности смазки сопротивляться химическому соединению с кислородом.
Это может привести к образованию отложений шлама и повышению вязкости.
Устойчивость к окислению повышается под воздействием тепла, света, металлических катализаторов, кислот, образующихся при загрязнении воды, и других загрязняющих веществ.
4. Температура застывания
Температура застывания – это самая низкая температура, при которой масло будет течь в заданных условиях испытаний. На него влияет количество частиц воска, удаляемых при переработке сырья.
Чем больше частиц парафина, тем выше температура застывания. Чем меньше частиц парафина, тем ниже температура застывания.
5. Деэмульгирование
Деэмульгирование – еще одно важное свойство смазочных масел. Это способность масла отделяться от воды.
6. Температура вспышки
Температура вспышки определяется путем нагревания масла до образования паров; затем через масло проходит пламя.


