Восстановление и зарядка аккумулятора
В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.
Известен способ восстановления таких батарей при заряде их «ассимметричным» током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.
Рис. 1. Электрическая схема зарядного устройства
На рис. 1 приведено простое зарядное устройство, рассчитанное на использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный ток определяется величиной номинала резистора R4.
Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.
Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода.
В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В или на меньшее напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.
Для устройства можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22…25 В.
Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0. ..5 А (0…3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливаются на радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно использовать металлический корпус конструкции зарядного устройства.
В схеме применяется транзистор с большим коэффициентом усиления (1000…18000), который можно заменить на КТ825 при изменении полярности включения диодов и стабилитрона, так как он другой проводимости (см. рис. 2). Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой.
Рис.2
Для защиты схемы от случайного короткого замыкания на выходе установлен предохранитель FU2.
Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16MB, R4 — ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.
Приведенные схемы пускового и зарядного устройств можно легко объединить (при этом не потребуется изолировать корпус транзистора VT1 от корпуса конструкции), для чего на пусковом трансформаторе достаточно намотать еще одну обмотку примерно 25. ..30 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 1,8…2,0 мм.
Эта обмотка используется для питания схемы зарядного устройства.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Схема № 1 | |||||||
VT1 | Биполярный транзистор | КТ827А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
VD3 | Стабилитрон | Д814А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
VD1, VD2 | Диод | КД213А | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R1 | Резистор | 1. | 1 | С2-23 2 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Переменный резистор | 3.3 кОм | 1 | ППБЕ-15 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3 | Резистор | 0.51 Ом | 1 | 5 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Резистор | 28 Ом | 1 | ПЭВ-15 15 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
FU1 | Предохраниель | 1 А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
FU2 | Предохраниель | 10 А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
T1 | Трансформатор | 150 Ватт | 0 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
K1 | Реле | РПУ-0 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
PA1 | Амперметр | М42100 | 1 | Шкала 0. ..5 А (0…3 А) | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
X1 | Вилка сетевая | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |||
X2, X3 | 2 | Типа «крокодил» | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |||
Схема № 2 | |||||||
VT1 | Биполярный транзистор | КТ825А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
VD1, VD2 | Диод | КД213А | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
VD3 | Стабилитрон | Д814А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R1 | Резистор | 1. 2 кОм | 1 | С2-23 2 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Переменный резистор | 3.3 кОм | 1 | ППБЕ-15 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3 | Резистор | 0.51 Ом | 1 | 5 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Резистор | 28 Ом | 1 | ПЭВ-15 15 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
FU1 | Предохраниель | 1 А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
FU2 | Предохраниель | 10 А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
T1 | Трансформатор | 150 Ватт | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
K1 | Реле | РПУ-0 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
PA1 | Амперметр | М42100 | 1 | Шкала 0. ..5А (0…3А) | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
X1 | Вилка сетевая | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |||
X2, X3 | Разъем | 2 | Типа «крокодил» | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Добавить все |
Скачать список элементов (PDF)
Зарядное устройство автоэлектрика » простая схема и пояснение работы. « ЭлектроХобби
Важность качественного зарядного устройства автомобильного аккумулятора весьма велика. Каждый, у кого есть автомобиль, мотоцикл и прочие транспортные средства, у которых имеется электрический аккумулятор нуждается в наличии зарядки. Если есть деньги можно не морочить себе голову и приобрести готовую заводскую аккумуляторную зарядку. А если есть базовые знания в электрике и желание сделать это устройство самому, то тогда вам будет полезна эта информация, представленная ниже.
На рисунке представлена довольно распространённая электрическая принципиальная схема зарядного устройства автоэлектрика, которая имеет хорошие характеристики и качество работы. В целом представленный девайс состоит из нескольких основных функциональных блоков: силовой питающий трансформатор, выпрямитель, регулятор силы тока, дополнительные элементы.
Сила зарядного тока данной зарядки 10А. Выходное напряжение 12В. Общая мощность зарядного устройства 120Вт. Этих параметров вполне хватит для обслуживания аккумулятора легкового автомобиля. При бережном отношении к прибору она вам прослужит долго и качественно.
Теперь о самой схеме. Итак, входной трансформатор выполняет главную роль в понижении входящего сетевого напряжения 220В. Электрическая мощность трансформатора данного зарядного устройства автоэлектрика должна быть около 140Вт. Первичная обмотка, естественно, рассчитана на 220 вольт, а вторичная обмотка трансформатора должна быть на выходное напряжение 12 вольт и током не меньше 10 ампер (лучше брать небольшой запас).
После этого пониженное переменное напряжение от трансформатора поступает на обычный выпрямительный диодный мост (также рассчитанный на силу тока не меньше 10 ампер). Далее идёт схема регулировки силы тока, состоящая из управляющих транзисторов, резисторов, конденсаторов, выделенная пунктирной линией. Этот блок, в зависимости от положения переменного резистора, выдаёт управляющие импульсы на тиристор. Тиристор выполняет роль силового ключа, что выдаёт определённую порцию электрической энергии, заряжающий наш автомобильный аккумулятор.
Собрав представленное зарядное устройство автоэлектрика по имеющейся электрической схеме вы получите рабочий прибор для подзарядки автомобильного аккумулятора на максимальную силу тока в 10 ампер. Если вы желаете увеличить зарядный ток, то необходимо заменить силовые части схемы на более мощные (трансформатор, диодный мост, тиристор, выходной плавкий предохранитель), не трогая схему регулятора величины силы тока. Силовые части подбираются в зависимости с потребностями значения тока и учётом 20% запаса. Для контроля величины зарядного тока на выходе схемы зарядного устройства автоэлектрика есть амперметр, по которому и выставляется нужная величина тока заряда.
Эта электрическая принципиальная схема выделяется своей простотой и надёжностью, хотя и не имеет дополнительные всевозможные функции точного контроля, защиты и автоматического выключения. Данные возможности можно легко самому внести в эту схему, если у вас имеются соответствующие знания электроники. Также стоит учитывать, что поскольку ток заряда относительно большой, то на силовые элементы схемы следует приделать охлаждающие радиаторы (это относится к диодному мосту и тиристору). При повышении мощности зарядного устройства площадь этих радиаторов следует повышать, во избежании чрезмерного перегрева полупроводниковых частей схемы.
P.S. Самой важной характеристикой для любого зарядного устройства является напряжение заряда и сила тока. Учтите, что для нормальной работы большинства аккумуляторов производители советуют производить зарядку в течении 8-10 часов. Это значит, что если аккумулятор имеет ёмкость 100А/ч, то его следует заряжать 10 часов при токе заряда в 10 ампер.