Схема системы охлаждения на ВАЗ-2112 16 клапанов инжектор: фото
Система охлаждения на ВАЗ-2112 представляет из себя жидкостную систему, закрытого типа с принудительной рециркуляцией. Ниже в этой статье мы рассмотрим с вами её подробную схему, а также основные её части по отдельности.
На видео рассмотрена типичная схема системы охлаждения современного двигателя:
Содержание
- 1 Схема системы охлаждения
- 1.1 Компоненты системы охлаждения
- 1.1.1 Радиатор охлаждения
- 1.1.2 Расширительный бачок
- 1.1.3 Крышка расширительного бачка
- 1.1.4 Термостат
- 1.1.5 Помпа
- 1.1.6 Электровентилятор
- 1.1.7 Датчик охлаждающей жидкости
- 1.1.8 Радиатор отопителя
- 1.1.9 Охлаждающая жидкость
- 1.1 Компоненты системы охлаждения
Подробная схема:
Все основные элементы описаны ниже.
1 – радиатор отопителя; 2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – термостат; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 – левый бачок радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – правый бачок радиатора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 – трубки радиатора; 31 – сердцевина радиатора.
Компоненты системы охлаждения
Теперь, когда вам известна вся схема системы охлаждения ВАЗ-2112, вам следует узнать о всех её основных деталях подробнее:
Радиатор охлаждения
Медный радиатор охлаждения
Радиатор предназначен для охлаждения жидкости в системе, когда она проходил через него по так называемому «большому кругу». Он сделан из алюминия, имеет трубчато-пластинчатую, двухходовую конструкцию, оборудован пластмассовыми бачками, в одной из которых есть специальная перегородка, предназначенная для пропуска ОЖ. Жидкость, для прохода по «большому кругу» протекает через верхний патрубок и выходит через нижний.
Расширительный бачок
Этот бачок достаточно надёжен, однако его соединения приходится иногда проверять на герметичность.
Созданный из полупрозрачного полиэтилена расширительный бачок предназначен для залива и контроля охлаждающей жидкости. Когда в системе жидкость заправлена полностью, она должна находиться в бачке между отметками «MIN» и «MAX». В бачок вмонтированы два патрубка для отвода пара, одна от радиатора отопителя, другая от радиатора охлаждения.
Крышка расширительного бачка
Два вида крышек расширительного бачка.
Герметичности системы охлаждения обеспечивается крышкой расширительного бачка, а точнее её впускными и выпускными клапанами. Выпускной клапан поддерживает в сравнении с атмосферным повышенное давление на горячем двигателе, за счёт чего температура кипения становится выше, уменьшая потерю пара.
Термостат
Термостат демонтирован.
Термостат предназначен для распределения потоков охлаждающей жидкости, контролируя её температуру. На холодном двигателе ОЖ циркулирует только по малому кругу, проходя через радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Когда температура вырастает до 87° С, клапан термостата начинает открываться, и достигает полного открытия при 102° С, пуская жидкость по «большому кругу». Термостат для ВАЗ-2112 имеет улучшенное сопротивление дроссельного отверстия, за счёт чего поток жидкости увеличивается.
Помпа
Чем больше лопастей у помпы, тем лучше.
Помпа предназначена для обеспечения циркуляции в охлаждающей жидкости в системе. Помпа — это насос. Он лопастной, приводится в движение от коленчатого вала ремнём ГРМ. В случае «заклинивания помпы» ремень ГРМ порвётся, поэтому следите и проверяйте её состояние. Корпус насоса сделан из алюминия, на передний конец которого запрессован зубчатый шкив, на другой крыльчатка. В случае выхода её из строя, порвётся ремень ГРМ, на 124 двигател клапана не загнёт, а вот на 21120 — загнёт. Поэтому соблюдайте регламент по замене помпы и выбирайте хорошие помпы.
Электровентилятор
Вентилятор можно поставить как с одной, так и двумя моторами. Если он не включается, то проверьте реле вентилятора.
Режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором. Последний сделан из пластмассы и имеет четыре крыльчатки, которые вмонтированы на вал электродвигателя. Двигатель включается по команде датчика через реле по сигналу ЭБУ, когда температура охлаждающей жидкости достигнет температуры в 99° С, и выключается при температуре в 94° С.
Датчик охлаждающей жидкости
Датчик стоить проверить,и если потребуется заменить.
Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе предусмотрен специальный датчик. Вмонтирован он в головку блока цилиндров и связан с показателем на панели приборов.
Радиатор отопителя
Без этого элемента не обойтись холодной зимой.
Радиатор отопителя предназначен для обогрева воздуха, поступающего в салон. Он соединён напрямую с системой охлаждения, и через него постоянно циркулирует тосол. Для того, чтобы нагреть воздух в салоне, воздух направляется на радиатор, а когда этого не требуется воздух минуя его попадает в салон.
Охлаждающая жидкость
Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости заливают тосол.
В качестве охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112 чаще всего применяют ТОСОЛ, всего в системе его около 6 литров.
Крайне не рекомендуется использовать воду, так как она вызывает активную коррозию для алюминиевого радиатора.
Система охлаждения двигателя автомобиля
Во время сгорания топлива в камере сгорания температура газов достигает 780…880 градусов. Часть теплоты газов передается цилиндром головке цилиндров, поршням и другим деталям, которые вследствие этого сильно нагреваются. Такие детали необходимо охлаждать, в противном случае нарушается нормальная работа двигателя из-за ухудшения смазочных свойств масла, преждевременного воспламенения рабочей смеси, детонации (в карбюраторных двигателях), уменьшения наполнения цилиндров горючей смесью или воздухом и зазоров в подвижных соединениях.
Однако охлаждение не должно быть чрезмерным, поскольку теряется полезная теплота и топливо плохо испаряется, трудно воспламеняется, медленно горит, в результате чего мощность двигателя снижается. Кроме того, частицы топлива, конденсируясь на стенках цилиндра, смывают с них масло и, стекая в картер, разжижают его, что ухудшает смазывание трущихся деталей двигателя.
Для обеспечения необходимого температурного состояния двигатель оборудован рядом устройств, механизмов и приборов, объединяемых в систему охлаждения.
В двигателях применяют два способа охлаждения: жидкостное и воздушное. В первом случае теплота от стенок цилиндров передается жидкости, которая сообщает ее воздуху, а во втором — непосредственно в окружающую среду (воздух).
В системе жидкостного охлаждения происходят следующие процессы. Вода, заполняющая водяные рубашки 9 в блок-картере (рисунок а) и 8 в головке цилиндров, омывает стенки цилиндров и камер сгорания и, нагреваясь, охлаждает детали работающего двигателя. Нагретая вода направляется в специальный охладитель 1 (радиатор), где отдает теплоту в окружающую среду. Охлажденная в радиаторе вода вновь поступает в водяную рубашку двигателя. Таким образом, в системе охлаждения происходит непрерывная циркуляция воды. В термосифонной системе охлаждения (рисунок 4.6, а) циркуляция жидкости происходит в результате разности плотностей горячей и охлажденной жидкости. Такую систему применяют сейчас только в пусковых двигателях.
Температура охлаждающей воды работающего двигателя должна находиться в пределах 80…95 градусов.
В системе охлаждения принудительного типа (рисунок б) центробежный насос 17 нагнетает воду в рубашку блок-картера и головку цилиндров двигателя, из которой нагретая вода вытесняется в радиатор 7, охлаждается и по патрубку возвращается к насосу.
Подобная схема характерна для систем охлаждения большинства двигателей.
Интенсивность циркуляции воды в системе охлаждения и потока воздуха, создаваемого вентилятором, зависит главным образом от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Поэтому, чтобы при понижении температуры окружающего воздуха и уменьшении нагрузки двигатель не переохлаждался, используют различные устройства, регулирующие тепловой режим двигателя: термостат 14, шторки 3 или жалюзи радиатора.
Рисунок. Схемы жидкостной системы охлаждения: а — термосифонная; б — принудительная; 1 — сердцевина радиатора; 2 — вентилятор; 3 — шторка; 4 — верхний блок радиатора; 5 — крышка заливной горловины; 6 — пароотводная трубка; 7 — верхний патрубок; 8 — рубашка головки цилиндров; 9 — рубашка блок-картера; 10 — нижний патрубок; 11 — нижний бак радиатора; 12 — пробка сливного отверстия; 13 — паровоздушный клапан; 14 — термостат; 15 — термометр; 16 — водораспределительный канал; 17 — центробежный насос; 18 — водоотводная трубка
Принудительная система охлаждения, постоянно сообщающаяся с атмосферой, называется открытой, а система, отделенная от атмосферы специальным паровоздушным клапаном 13, — закрытой. В закрытой системе охлаждения испарение воды меньше, поэтому ее применяют во всех автотракторных двигателях.
В системе воздушного охлаждения теплота от деталей двигателя отводится в результате обдува оребренных цилиндров и головок воздухом. У двигателей небольшой мощности, устанавливаемых на мотоциклах, детали охлаждаются встречным потоком воздуха при движении. Двигатели тракторов и автомобилей с воздушным охлаждением оборудованы вентиляторами для принудительного обдува деталей.
[dwqa-list-questions category=»sistema-ohlazhdeniya»]
Что такое система охлаждения? — Типы, детали, работа, схема
от KS
Хотите узнать больше о системе охлаждения?? В нашем информативном сообщении в блоге рассматриваются основы того, что такое система охлаждения и как она работает. Узнайте подробности, которые вам нужно знать!
Содержание
- 1 Что такое система охлаждения?
- 2 Необходимость системы охлаждения
- 3 Детали системы охлаждения
- 3.1 Водяной насос
- 3.2 Радиатор
- 3.3 Термостат
- 3.4 Датчик температуры охлаждающей жидкости
- 4 Работа системы охлаждения
- 5 Типы систем охлаждения
- 5. 1 Система воздушного охлаждения
- 5.2 Система водяного охлаждения
- 5.3 Система охлаждения под давлением
- 6 Охлаждающая жидкость
- 7 Часто задаваемые вопросы
Что такое система охлаждения?
Что такое система охлаждения СхемаСистема охлаждения двигателя транспортного средства служит не только для охлаждения двигателя, но и поддерживает его температуру достаточно высокой для обеспечения эффективной и чистой работы. Компоненты системы включают радиатор для отвода тепла, вентилятор или вентилятор для обеспечения достаточного потока воздуха для охлаждения радиатора, клапан термостата, который открывается при достижении желаемой рабочей температуры, и водяной насос (или насос охлаждающей жидкости) для циркуляции охлаждающей жидкости через двигатель. . и другие компоненты.
⭐ Читать еще статьи – Что такое система зажигания?
Необходимость системы охлаждения
- Удалите избыточное тепло из двигателя.
- Поддерживать постоянную рабочую температуру двигателя.
- Как можно скорее поднимите температуру холодного двигателя.
- Предусмотреть средство для работы отопителя (обогрев салона).
⭐ Читать еще статьи – Что такое коробка передач?
Детали системы охлаждения ВидеоВодяной насос
Водяной насос является сердцем системы охлаждения, так как он перекачивает охлаждающую жидкость. Он состоит из рабочего колеса, фланца шкива и уплотнительного кольца. Ремень привода двигателя приводит в движение рабочее колесо через шкив.
Радиатор
Радиатор представляет собой теплообменник, передающий избыточное тепло от двигателя в атмосферу. Он включает впускной порт, выпускной порт, сливную пробку и герметичную крышку радиатора.
Термостат
Термостат — это клапан, который регулирует поток охлаждающей жидкости и помогает поддерживать надлежащую рабочую температуру двигателя. Термостат состоит из зарядного цилиндра рамы, главного клапана, основной пружины, перепускного клапана и вторичной пружины.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости контролирует температуру двигателя, и ЭБУ использует эти данные для управления временем впрыска топлива и зажигания. Некоторые двигатели могут иметь более одного датчика температуры охлаждающей жидкости.
Данные датчика температуры охлаждающей жидкости также используются для управления вентилятором радиатора и обновления указателя температуры на консоли водителя. Датчик температуры охлаждающей жидкости включает в себя щуп и электрический разъем.
Большинство датчиков температуры охлаждающей жидкости имеют тип отрицательного температурного коэффициента, что означает, что сопротивление будет уменьшаться при повышении температуры. CTS может быть двухштырьковым или трехштырьковым в зависимости от конструкции автомобиля.
⭐ Читать еще статьи – Что такое сцепление?
Рабочий
Системы охлаждения- Поршни находятся внутри блока двигателя, в котором каждый из них будет функционировать.
- Над блоком цилиндров находится прокладка головки блока цилиндров, которая обеспечивает герметизацию между блоком цилиндров и головкой двигателя, что предотвращает утечки компрессии и утечки масла или охлаждающей жидкости в цилиндр.
- Над двигателем имеется безопасный проход для потока охлаждающей жидкости, известный как водяная рубашка. Этот канал позволяет охлаждающей жидкости протекать без попадания в цилиндр или смешивания с маслом.
⭐ Читать еще статьи – Что такое автомобиль?
Типы систем охлажденияСистема воздушного охлаждения
Система воздушного охлажденияВоздушное охлаждение или прямое охлаждение является самым простым типом охлаждения. Этот метод отводит тепло от двигателя за счет вращения воздуха в прямом контакте с ним, воплощая многие фундаментальные принципы охлаждения. Скорость охлаждения зависит от следующих факторов:
- Область, подвергающаяся воздействию охлаждающей среды.
- Теплопроводность используемого металла и объем или размер металла в поперечном сечении.
- Количество воздуха, проходящего через горячие поверхности.
- Разница температур между открытыми металлическими поверхностями и холодным воздухом. система жидкостного охлаждения.
Система водяного охлаждения включает водяные рубашки вокруг цилиндра или гильзы двигателя. В этих рубашках циркулирует вода, которая поглощает тепло с поверхности цилиндра, а полученная горячая вода затем охлаждается воздухом, проходящим через радиатор.
Система водяного охлаждения включает в себя различные компоненты, такие как водяная рубашка, водяной насос, радиатор, клапан термостата, вентилятор, ремень и шкив. В то время как вода является наиболее часто используемой охлаждающей жидкостью, на рынке доступны специальные охлаждающие жидкости с требуемыми свойствами, такими как отсутствие коррозии и высокая температура кипения, которые рекомендуются для поддержания высокой эффективности двигателя.
Система охлаждения под давлением
Почти все современные двигатели используют герметичные крышки радиатора. Крышки радиатора с замками на заливной горловине бачка радиатора обеспечивают герметичность соединения крышки с горловиной с помощью резинового или металлического уплотнителя.
Герметичная крышка выполняет следующие функции. :
- Заливная горловина радиатора закрывает верхнюю часть горловины для предотвращения утечки.
- Оказывает давление в системе для повышения температуры кипения охлаждающей жидкости.
- Сбрасывает избыточное давление
- re для защиты от повреждения системы.
- В закрытой системе позволяет охлаждающей жидкости поступать в бачок охлаждающей жидкости и выходить из него.
Охлаждающая жидкость
- Этиленгликоль (точка кипения 197°С)
- Охлаждающая вода (точка кипения 100°C)
- Глицерин (точка кипения 290°С)
- Антифриз (спирт метиловый, спирт этиловый)
Часто задаваемые вопросы
Что такое система охлаждения?
Система охлаждения двигателя автомобиля служит не только для охлаждения двигателя, но и поддерживает его температуру достаточно высокой для обеспечения эффективной и чистой работы. Компоненты системы включают радиатор для отвода тепла, вентилятор или вентилятор для обеспечения достаточного потока воздуха для охлаждения радиатора, клапан термостата, который открывается при достижении желаемой рабочей температуры, и водяной насос (или насос охлаждающей жидкости) для циркуляции охлаждающей жидкости через двигатель.
Какие бывают системы охлаждения в двигателе?
1. Система воздушного охлаждения
2. Система жидкостного охлаждения
3. Система охлаждения под давлением
Что такое система охлаждения в автомобиле?
Системы охлаждения отвечают за охлаждение двигателя автомобиля/автомобиля. Двигатель автомобиля, движущегося со скоростью 50 миль в час, будет производить около 4000 взрывов в минуту. Это вызывает огромное количество конденсированного тепла в помещении. Система охлаждения принимает это тепло и охлаждает его до безопасной температуры.
Каковы четыре функции системы охлаждения?
Основные функции системы охлаждения:
1. отвод избыточного тепла от двигателя,
2. поддержание постоянной рабочей температуры двигателя.
3. Как можно скорее поднимите температуру холодного двигателя.
4. и предусмотреть средства для работы отопителя (обогрев салона).
Если вам понравилась статья, то не забудьте поделиться ею с любимым человеком. ❤️ Пожалуйста, прокомментируйте ниже, чтобы оставить свой ценный отзыв, и подпишитесь на меня в Instagram, чтобы оставить комментарий со мной. 🙏
‘Bright Idea’ For Short Detection
Вы, несомненно, верите, что знаете, как работает система охлаждения и что нужно для ее обслуживания. Но правда в том, что кроме базовой системы никто из нас больше не делает, потому что базовой системы почти не существует. Поднимите капот даже «простого» эконокара, и вряд ли он уложится в вашу мысленную картину радиатора впереди (перед ним конденсатор кондиционера), верхних и нижних шлангов к двигателю и от него и пары шлангов. от двигателя к радиатору отопителя под панелью приборов. В реальном мире многое было добавлено, чтобы изменить эту картину.
Выполните базовую работу по поиску утечек охлаждающей жидкости. Вы можете увидеть признаки утечки и даже узнать, откуда происходят все утечки (если вы добавили краситель в систему). Но если вы не знаете, как сконфигурирована схема, вы не сможете больше надеяться, что то, что вы видите, — это все, что есть.
Даже если шланг протекает и его замена очевидна, необходимо определить, является ли этот шланг частью многоветвевого узла. Часто простая замена неисправной секции может иметь неожиданные последствия (в том числе преждевременный выход из строя теплообменника), если она содержит ограничитель, а ваша замена (вероятно) — нет. Вот почему вам следует искать замену, соответствующую оригинальному дизайну.
Что добавлено?
Возможно, вы ожидаете найти вспомогательный контур циркуляции охлаждающей жидкости с приводом от электронасоса, чтобы обеспечить улучшенный обогрев зимой, даже некоторый обогрев при выключенном двигателе. Хорошо, вы знаете о них; они используются на нескольких транспортных средствах. А вот и маслоохладитель двигателя. Но установлен ли он на двигателе на адаптере масляного фильтра, который включает в себя шланги контура охлаждающей жидкости? Или это отдельный теплообменник в передней части моторного отсека, соединенный трубками с системой смазки? А как насчет масляного радиатора коробки передач? Существуют относительно простые контуры охлаждения трансмиссионного масла, которые направляют жидкость по линиям к теплообменнику и от него, которые часто представляют собой вертикальный набор сердечников спереди, сразу за решеткой. Вы, вероятно, исправили много протекающих контуров и соединений кулера.
Но сегодня существуют гораздо более сложные контуры, которые служат как подогревателями, так и охладителями трансмиссионной жидкости; на самом деле, их основной целью является подогрев трансмиссионной жидкости для повышения эффективности использования топлива при запуске двигателя. Эти системы широко используются на автомобилях последних моделей, поскольку они имеют кредит средней корпоративной экономии топлива (CAFE). В отличие от простого потока масла к переднему охладителю, эти контуры добавляют теплообменник и двухканальный термостатический клапан управления потоком. И это контур охлаждающей жидкости, а не масляный контур с воздушным охлаждением.
Контур охладителя/обогревателя Ford, который также используется в автомобилях других производителей (включая Toyota), используется с 2012 года и, как известно, имеет внутреннюю неисправность проточного клапана. Предполагается, что система Ford направляет поток охлаждающей жидкости к клапану (и через него), как только трансмиссия переключается из положения «Парковка» или «Нейтраль», если только температура охлаждающей жидкости не ниже 15ºF, что маловероятно, если автомобиль проверяется в сервисном отделении. . Неисправность клапана проявляется в виде потери нагрева, что следует помнить при зимней диагностике. Это может не быть актуальной проблемой в середине лета, хотя подогрева кондиционера не будет. Это приводит к потере контроля над температурой. Если автомобилист хочет перевести кондиционер с максимального охлаждения на более умеренный уровень (ниже нормального охлаждения кондиционера) с повторным подогревом, он не сможет этого сделать.
Если технический специалист не знаком с этой системой, он, скорее всего, проверит контур нагревателя и, обнаружив плохой поток через активную зону, возможно, промоет его. Когда это не поможет, он, вероятно, проверит шланги отопителя с помощью инфракрасного термометра в поисках засорения. Когда у вас есть подкапотное пространство, плотно заполненное шлангами, вы должны знать пути потока, чтобы определить, куда и откуда течет охлаждающая жидкость. Без этой информации технический специалист может принять решение о замене радиатора отопителя, а это трудоемкая работа, которая может привести к дорогостоящим сожалениям.
Что касается промежуточного охладителя на бензиновых двигателях с турбонаддувом, многие из них имеют водяное охлаждение, поэтому они подключены к контуру охлаждающей жидкости двигателя. Но, как и в случае с большинством этих вспомогательных путей охлаждающей жидкости, определить, откуда они берут начало и куда они идут, при визуальном осмотре не так просто.
Кроме того, теперь мы видим, что охладитель рециркуляции отработавших газов появился на бензиновых двигателях (например, Chrysler Pentastar 3,6 л V6 с 2016 года). Известно, что давно используемый на дизелях охладитель рециркуляции отработавших газов подвержен засорению выхлопной системы из-за образования отложений и нуждается в очистке. По мере старения охладителя рециркуляции отработавших газов его трубка может просачиваться как внутрь — газ попадает в охлаждающую жидкость и наоборот, так и наружу, вызывая образование отложений.
И все эти примеры контуров системы охлаждения предназначены только для автомобилей с бензиновым двигателем. А как насчет дизелей, которые все чаще устанавливаются на легкие грузовики, а также на большегрузные автомобили, такие как модели серий 250/2500 и 3500? Как уже отмечалось, дизель для тяжелых условий эксплуатации, скорее всего, будет иметь охладитель рециркуляции отработавших газов и его потенциальные проблемы, возможно, даже цепь подогревателя топлива и охладитель жидкости гидроусилителя руля.
Как получить полную информацию об этих сложных путях потока, чтобы не допустить серьезной диагностической ошибки? Ответ заключается в том, чтобы проверить свою информационную систему обслуживания, прежде чем принимать какие-либо решения об обслуживании. Как и все производители автомобилей, Ford полностью объясняет систему охлаждения/обогрева трансмиссии на своем веб-сайте технической информации (9).0235 www.motorcraftservice.com ). Но если у вас уже есть подписка на пакет онлайн-услуг послепродажного обслуживания и в нем нет этого материала, просто позвоните в его службу технической поддержки, чтобы получить его по факсу или электронной почте. По нашему опыту, информация приходит в течение получаса. Этого стоит подождать, потому что это, вероятно, сэкономит время на скрытом тестировании.
Сколько систем охлаждения?
Теперь большой вопрос, который часто возникает сегодня: сколько систем жидкостного охлаждения у автомобиля? Хотя «один» раньше был стандартным ответом, выходя за рамки уже отмеченных сложностей дополнительных контуров теплообменника, сегодня это все еще, возможно, всего один, но в некоторых случаях их может быть два или даже три.
Давайте взглянем на один из самых массовых примеров, дизельный Ford F-серии для тяжелых условий эксплуатации (6,7 л PowerStroke), который имеет две «жидкостные» (вода/антифриз) системы охлаждения, каждая со своей собственной резервуар под давлением и водяной насос с приводом от двигателя. Первичный контур — это тот тип, к которому вы привыкли, с контурами потока от двигателя к радиатору и сердцевине обогревателя и от них, а также с отдельными контурами для питания охладителей для рециркуляции отработавших газов, моторного и трансмиссионного масла и турбокомпрессора. Вторичный контур имеет собственный водяной насос с приводом от двигателя и пропускает отдельный поток охлаждающей жидкости через вторичный радиатор для трансмиссионной жидкости, топлива и турбонаддува. Да, есть один водяной насос для первичного контура, который также включает в себя корпус турбокомпрессора; другой (вторичный) насос также обеспечивает воздушное охлаждение турбонагнетателя. Вам нужна оценочная карта (диаграммы с помеченными частями и индикаторами потока), чтобы понять их.
Кроме того, первичный контур имеет двойную установку термостата с отдельными клапанами, которые открываются в шахматном порядке для регулирования потока охлаждающей жидкости сначала через радиатор, а затем через охладитель трансмиссии. Первичный и вторичный контуры PowerStroke находятся под разным давлением, и, поскольку спецификации отсутствуют в сервисной информации Ford, вы должны полагаться на то, что оригинальные крышки давления остаются на месте, чтобы вы могли прочитать выбитые на них числа. Поскольку исходных колпачков может не быть на месте, мы включим их сюда: 21 фунт на кв. дюйм для первичной системы, всего 5 фунтов на кв. дюйм для вторичной.
Специальные контуры для гибридов
Новейшим дополнением к контуру охлаждения гибридов является рекуперация тепла выхлопных газов (EHR). Он появился первым в текущем выпуске Toyota Prius, и вы также найдете его в новых гибридах Kia Niro и Hyundai Ioniq. В конце концов, он может быть сконфигурирован для производства электроэнергии для зарядки аккумуляторной батареи. Но в настоящее время это простой контур охлаждающей жидкости, который включает клапан управления потоком с теплообменником в выхлопной системе, где он нагревает охлаждающую жидкость от двигателя, а также электронное управление, включающее датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя. Поскольку эта нагретая охлаждающая жидкость является частью контура охлаждения двигателя, она ускоряет прогрев двигателя, проходя через блок цилиндров и уменьшая трение поршня в цилиндре. Это также позволяет более широко использовать режим электропривода гибридов. По данным Hyundai-Kia, это улучшает экономию топлива холодного двигателя до 7%. Когда двигатель прогрет, регулирующий клапан перекрывает путь через теплообменник, и выхлопные газы через выхлопную систему направляются прямо в атмосферу.
Варианты с гибридным приводом и электроприводом представляют собой основное применение нескольких систем охлаждения, каждая из которых имеет собственный резервуар/расширительный бак. Даже на так называемых простых гибридах обычно есть вторичная система охлаждения с собственным резервуаром для жидкости для отвода тепла от силовой электроники. Подключаемый гибрид Fusion Energi (PHEV) является примером; у него есть один для двигателя / системы отопления и один для силовой электроники. Система жидкостного охлаждения для силовой электроники представляет собой минималистский дизайн с базовой схемой протока охлаждающей жидкости, о чем свидетельствует ее безнапорный резервуар. Аккумуляторная батарея имеет воздушное охлаждение с электронным модулем управления, регулирующим вентилятор охлаждения в воздуховоде.
Более типичным является PHEV с тремя отдельными системами жидкостного охлаждения. Chevy Volt, хотя и снятый с производства, но с большим количеством таких автомобилей на дорогах, имеет систему охлаждения двигателя с возможностью подачи тепла в контур нагревателя, одну для охлаждения аккумуляторной батареи, включая теплообменник, подключенный к кондиционер, который также способен нагревать аккумуляторную батарею в очень холодную погоду, и один для охлаждения силовой электроники (включая модуль преобразователя мощности приводного двигателя), цепь зарядного устройства аккумулятора и вспомогательный модуль питания 12 В.
Тройная система охлаждения Chrysler Pacifica PHEV имеет систему охлаждения для аккумуляторной батареи (включая теплообменник, подключенный к кондиционеру), одну для двигателя и обогревателя легкового автомобиля, а третью для силовой электроники. Каждая система охлаждения имеет свой резервуар.
Еще одна тройная система охлаждения используется в аккумуляторном электромобиле Chevy Bolt, который является примером будущего электромобиля General Motors. Здесь нет двигателя, но у автомобиля есть контур охлаждения для силовой электроники, один для обогрева и охлаждения аккумуляторной батареи и третий контур, содержащий электронагреватель для обогрева салона.
Контуры охлаждения для автомобилей без двигателя внутреннего сгорания имеют низкое давление, обычно 5 фунтов на квадратный дюйм, по сравнению с 14–21 фунтом на квадратный дюйм при циркуляции охлаждающей жидкости через двигатель. Поэтому, если вы видите, что уровень охлаждающей жидкости низкий, не допускайте избыточного давления в резервуаре в рамках диагностики, чтобы проверить наличие утечки.
Для PHEV есть два выдающихся инженерных исключения — Prius Prime и уже упомянутый Ford Fusion Energi, которые имеют жидкостное охлаждение только для двигателя и силовой электроники, но сохраняют воздушное охлаждение для высоковольтной аккумуляторной батареи.