Схема бесконтактного зажигания ваз: Схема бесконтактной системы зажигания 2104, 2105, 2107

Бесконтактное зажигание ВАЗ-2106, ВАЗ-2107: схема :: SYL.ru

Тема статьи – бесконтактное зажигание отечественных автомобилей. Но чтобы разобраться с принципом функционирования этой системы, необходимо узнать, что предшествовало данной конструкции. А если точнее, то какие системы были до бесконтактной. А их было несколько, поэтому вкратце нужно рассмотреть каждую. И начать нужно с самой первой – контактной.

Контактная система зажигания

Наиболее старая конструкция, которая в настоящий момент не применяется в автомобильной промышленности. Правда, схема бесконтактного зажигания тоже устарела, встретить ее можно разве только на скутерах и мотоблоках. Но большая часть автомобилей, оснащенных карбюраторной системой впрыска топлива, имеет именно бесконтактное зажигание. Но стоит поговорить о контактном. В нем основной узел – это распределитель, в котором установлен прерыватель.

Прерыватель имеет малые габариты, служит для размыкания и замыкания цепи, питающей катушку. Недостатки заключаются в том, что образуется искровой промежуток. К сожалению, никакой дугогасительной системы не предусмотрено. И несмотря на низкое значение напряжения, протекающего по контактам, они быстро покрываются нагаром. Действует также сила пружины, за счет чего постепенно стираются контакты. Поэтому время от времени нужно не только менять этот узел, но и производить его регулировку.

Контактно-транзисторная

Данная конструкция уже немного лучше. Конечно, бесконтактное зажигание ВАЗ-2106 построено несколько иначе. В системе используется все тот же прерыватель, приводимый в движение эксцентрической осью трамблера. Но есть небольшой нюанс — происходит коммутация низкого напряжения. Для сравнения: в предыдущей конструкции коммутируется 12 Вольт, а в данной не более двух. Широкого распространения система не получила, хоть и является более совершенной. Удается избавиться от подгорания контактной группы.

Но основной недостаток остался – механический износ. Прерыватель подает напряжение низкого значения на электронный ключ, выполненный на полупроводниковом транзисторе. Последний и производит коммутацию высокого напряжения и тока. Конечно, сейчас кто-то решит, что можно для такой цели приспособить обычное реле. Но сразу стоит развеять все грезы – его нельзя установить здесь. Причина для этого – высокая частота срабатывания прерывателя. Электромагнитное реле не сможет обеспечить надежную коммутацию.

Бесконтактная система

А теперь поговорить нужно о том, какие плюсы имеет бесконтактное зажигание 2106 и других классических моделей. Во-первых, его можно установить на любой двигатель с карбюраторной системой впрыска. Во-вторых, есть возможность повышения мощности и стабильности работы. В-третьих, отпадает необходимость в проведении постоянных регулировок и контроля системы зажигания автомобиля. Пожалуй, только этих основных преимуществ достаточно, чтобы ваш выбор пал именно на такую конструкцию. Кроме того, никаких переделок проводить не потребуется. Нужно только заменить все компоненты новыми, адаптированными под ваш автомобиль. Про установку будет рассказано немного ниже.

Датчик Холла

Это один из основных элементов, из которых состоит БСЗ. Он играет ключевое значение, так как именно с его помощью производится подача сигнала на систему управления. Все цилиндры двигателя работают синхронно, напряжение на электроды свечей необходимо подавать своевременно. И момент, когда нужно выработать очередную порцию высокого напряжения, определяет именно датчик Холла.

Пожалуй, это одно из немногих считывающих устройств, которые устанавливаются в карбюраторных моторах. Смонтирован датчик Холла в корпусе трамблера. Он контролирует движение металлической пластины цилиндрической формы, закрепленной на оси распределителя. В ней имеется четыре одинаковых по размеру и форме лепестка. Если проще выразиться, то датчик Холла «видит» наличие или отсутствие металла в области его действия.

Коммутатор

Второй основной элемент – это электронный коммутатор. С его помощью производится усиление сигнала, поступающего от датчика Холла, до рабочего значения. На выходе образуется сигнал, усиленный до такой степени, что его хватает для возбуждения первичной обмотки катушки зажигания. Казалось бы, простая схема бесконтактного зажигания усложняется именно коммутатором. Но не все так плохо на самом деле. Конечно, если вдруг выйдет из строя этот компонент, автомобиль в лучшем случае будет работать неустойчиво. В худшем – перестанет заводиться.

Ремонтировать его бесполезно, так как корпус у него залит эпоксидной смолой, снаружи заключен в пластиковый корпус, а сзади находится алюминиевый радиатор. И если вдруг в пути у вас отказал коммутатор, то нужно покупать новый. Как вариант – иметь всегда с собой устройства, имитирующие работу коммутатора и датчика Холла. Правда, с ними получится разогнаться максимум до 90 км/ч, зато к ближайшему сервису или магазину автомобильных запчастей вы сможете доехать без проблем.

Катушка зажигания и остальные элементы

Она в бесконтактной системе несколько отличается от той, которая используется в классической. Причина – различное значение вторичного напряжения. Так, при работе двигателя внутреннего сгорания с контактной (включая контактно-транзисторную) системой зажигания, требуется для образования искрового промежутка 25-30 тыс. Вольт. А вот в бесконтактной системе нужно сгенерировать свыше 30 кВ, порой даже до 40 кВ. Следовательно, во вторичной обмотке необходимо большее число витков.

Остальные же элементы полностью аналогичны у всех трех вышерассмотренных конструкций. Бронепровода, соединяющие все высоковольтные цепи, вы самостоятельно выбираете. Они могут быть как в силиконовой, так и в резиновой оболочке. Работать может бесконтактное зажигание 2107 с любыми высоковольтными проводами, рекомендованными производителем. Свечи необходимо использовать те, которые рекомендует производитель. При этом марку можно опять-таки, выбрать самостоятельно.

Установка системы на ВАЗ 2106-2107

А теперь несколько слов о том, как произвести переход от контактной системы зажигания к БСЗ. На самом деле нет ничего проще, достаточно только приобрести в магазине новый распределитель, коммутатор и соединительные провода. Причем продаются все эти элементы комплектом. И вместе с ними идет небольшой лист, на котором изображена схема соединений всех компонентов. Вам остается только прочитать краткую инструкцию и произвести установку.

Крепите коммутатор к кузову при помощи двух саморезов. Если есть желание, можно приварить две шпильки, чтобы впоследствии замена осуществлялась быстрее. Вместо старого трамблера ставите новый. Замените также и катушку. Бронепровода подключаете к крышке. Коммутатор нужно соединить с замком зажигания. А если точнее, то с тем выводом, на котором появляется напряжение при повороте ключа. Соединяете датчик Холла с коммутатором, от последнего провод кидаете на вывод первичной обмотки катушки.

Заключение

Вот и все, теперь вы знаете, что такое бесконтактное зажигание ВАЗ-2106 и аналогичных моделей, чем оно отличается от предыдущих систем. Даже правила установки на автомобиль изучили. Не забывайте только, что нужно производить регулировку угла опережения зажигания, перед тем как первый раз заводить двигатель. Сделать это можно при помощи стробоскопа или осциллографа.

Система зажигания автомобиля ВАЗ-2121

Система зажигания – бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706 — четырехискровой, с бесконтактным датчиком управляющих импульсов и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Начальный угол опережения зажигания при частоте вращения коленчатого вала 750–800 мин –1 должен составлять 1±1° до ВМТ.

Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых, распределяет импульсы высокого напряжения («искру») по цилиндрам в соответствии с порядком их работы — для этого служит ротор (бегунок).

Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок устанавливается на опорную пластину центробежного регулятора только в одном положении.

В бегунке имеется помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.

Работа бесконтактного датчика основана на эффекте Холла.

При включенном зажигании на датчик подается напряжение питания. При вращении валика датчика-распределителя через зазор датчика проходит стальной экран с прямоугольными вырезами.

Пока в зазоре находится пластина экрана, с управляющего вывода датчика снимается напряжение, как только в зазоре оказывается вырез, напряжение на управляющем выводе резко падает.

Таким образом, бесконтакный датчик за каждый оборот валика датчика-распределителя выдает четыре прямоугольных импульса (по числу вырезов в экране), что соответствует моменту зажигания в каждом из цилиндров двигателя.

Проверить работоспособность бесконтактного датчика можно, собрав схему, показанную на рисунке.

Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра.

Напряжение должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания).

Неисправный датчик ремонту не подлежит (за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя).

Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также визуально, после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой люфт валика и посадку экрана.

При необходимости замените датчик-распределитель. Центробежный регулятор увеличивает угол опережения зажигания с ростом числа оборотов двигателя, вступая в работу при 900–1400 мин –1 .

При вращении валика датчика- распределителя грузики регулятора под действием центробежных сил расходятся, преодолевая сопротивление пружин, и сдвигают опорную пластину центробежного регулятора по часовой стрелке относительно валика.

Для оптимальной работы регулятора пружины имеют разную жесткость.

Более жесткая (толстая) пружина вступает в работу позже, примерно на середине полного хода пластины — поэтому она надета на стойку с зазором, тогда как более мягкая (тонкая) пружина всегда натянута.

Максимальное перемещение опорной пластины ограничено вырезом в ней и составляет около 12° по распределителю, что соответствует углу опережения зажигания около 24° по коленчатому валу.

При осмотре центробежного регулятора убедитесь, что грузики свободно перемещаются на осях, не потеряны их демпферные пластмассовые колечки, тонкая пружина натянута, и опорная пластина возвращается под действием пружин в исходное положение. При необходимости смажьте валик датчика-распределителя несколькими каплями моторного масла.

Вакуумный регулятор увеличивает угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель. Он состоит из вакуумной камеры со стальной подпружиненной мембраной, которая тягой соединена с опорной пластиной бесконтактного датчика.

Под действием разрежения мембрана прогибается, преодолевая сопротивление пружины, и поворачивает опорную пластину против часовой стрелки.

Максимальное перемещение ограничено вырезом на тяге и составляет около 9° по распределителю (18° по коленчатому валу).

Разрежение для работы вакуумного регулятора отбирается от отверстия в смесительной камере карбюратора напротив дроссельной заслонки первой камеры. При частичном открытии заслонки (неполная нагрузка) разрежение за ней велико, и регулятор максимально сдвигает момент искрообразования в сторону опережения.

При полном открытии заслонки (полная нагрузка) разрежение за ней падает, и регулятор возвращает опорную пластину бесконтактного датчика в исходное положение.

Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле. На работающем двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору.

Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты двигателя должны возрасти, а при снятии разрежения – вновь снизиться.

Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг.

Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель (см. Ремонт датчика распределителя зажигания автомобиля ВАЗ-2121) и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора.

При этом экран датчика-распределителя должен поворачиваться на угол 9±1°, а при снятии разрежения – без заедания возвращаться обратно. Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах.

При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, при неисправности центробежного – заменить датчик-распределитель.

Коммутатор — типа 3620.3734, или HIM-52, или ВАТ10.2, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022 — размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике и неремонтопригоден; при подозрении на неисправность рекомендуется его заменять.

Запрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (равно как и других компонентов системы зажигания).

Катушка зажигания — типа 27.3705 или 27.3705-01, или 8352.12, или АТЕ1721 — маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом.

Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25°С – (0,45±0,05) Ом, вторичной обмотки – (5,0±0,5) кОм. Сопротивление изоляции на массу – не менее 50 МОм.

Замена катушки и коммутатора описана в статье – «Замена катушки и коммутатора»

Свечи зажигания – типа А17ДВР или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительными резисторами сопротивлением 4–10 кОм). Зазор между электродами – 0,7–0,8 мм.

Высоковольтные провода – с распределенным сопротивлением (2550±270) Ом/м.

Запрещается прикасаться к высоковольтным проводам на работающем двигателе – это может привести к электротравме.

Запрещается также пускать двигатель или позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика- распределителя) – это может привести к прогару изоляции и выходу из строя электронных компонентов системы зажигания.

Как исключение допускается кратковременная проверка системы зажигания «на искру», при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на расстоянии 8–10 мм от «массы» автомобиля.

Запрещается удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными ручками).

Выключатель зажигания – типа 2101-3704000-11, с противоугонным запорным устройством.

При повороте ключа в положение «зажигание» напряжение поступает на управляющий вход дополнительного реле, которое, в свою очередь, подает напряжение на катушку зажигания и коммутатор.

Бесконтактная система зажигания, как установить на машины ВАЗ своими руками. Как установить бесконтактную систему зажигания?

Как известно, сегодня почти все автолюбители используют бесконтактную систему зажигания. Именно его устанавливают производители на все современные автомобили, но у владельцев Вазовской классики остается только два варианта действий – либо с завистью наблюдать за его работой на других автомобилях, либо устанавливать подобную систему на свою машину. Эта статья написана специально для тех, кому еще не приходилось знать все преимущества применения бесконтактной системы зажигания, однако для тех, кто собирается это сделать в ближайшее время.

Бесконтактная система зажигания, устройство и принцип работы

Бесконтактная система зажигания, которую мы собираемся установить, полностью создана из полупроводников, если говорить другими словами, то полупроводниковые детали — это электронные компоненты, способные гораздо эффективнее и качественнее выполнять свои обязанности.

Очень интересно, что в бесконтактных системах зажигания даже при малых оборотах силового аппарата не снижается напряжение свечи зажигания, что значительно улучшает условия запуска мотора и очень актуально в зимнее время года. Если говорить о названии системы, то здесь имеется в виду замыкание и размыкание электрической цепи без необходимости использования механического контакта. Достаточно электронного переключателя, который осуществляет запирание или отпирание выходного транзистора.

Что касается инжекторных и карбюраторных двигателей, то в них бесконтактная система зажигания немного отличается, однако это не совсем разные системы.

Штатная система зажигания на классике ВАЗ, в чем ее недостатки

Несомненно, на самом деле каждый владелец ВАЗ сталкивался с описанными ниже проблемами. Если говорить в целом, то штатная система зажигания в классических моделях ВАЗ достаточно надежна, однако в контактной системе есть свои особенности, они и являются первопричиной всех бед.

Большинство автовладельцев и специалистов в этой области считают главным недостатком штатные системы зажигания ВАЗ. Как раз наличие этой контактной группы, которая подвергается механическим повреждениям, таким как развал и износ контактов, окисление, вибрация и т.п. из-за механических нагрузок. Подшипник уменьшается. Все вышеперечисленные проблемы свидетельствуют об обтурации контактной системы и в моральном, и в техническом плане. На данный момент существует абсолютно новая, совершенно другая, более надежная и гибкая система, называемая бесконтактной системой зажигания.

Странно, почему производители автомобилей ВАЗ этого не понимают и продолжают оснащать свои заднеприводные автомобили штатными системами зажигания, хотя бесконтактные системы были залиты пятнадцать лет назад на восьмерках. Кстати, было несколько попыток установить на классику бесконтактное электронное зажигание, однако они не увенчались успехом.

Бесконтактная система зажигания, преимущества бесконтактной системы зажигания перед штатной

Во-первых, установив на свой автомобиль бесконтактную систему зажигания, каждый водитель забудет о вышеописанных неприятностях. Но, гораздо важнее то, что вы получаете множество незаменимых, ценных и нужных преимуществ, отличающих эту систему. Например, искра большей мощности, которая образуется при увеличении напряжения во всей цепи, вместо 18 кВ вы получите 24 кВ и многие другие. В автомобилях, на которых установлено бесконтактное зажигание, значительно снижается выхлоп, а сгорание топливовоздушной смеси проходит на полную мощность. С двигателем тоже работает лучше. Несомненно, достоинств у бесконтактной системы зажигания очень много, а недостатки если и есть, то совершенно незаметны на фоне достоинств.

Если вам еще недостаточно выше достоинств бесконтактной системы зажигания, предлагаю вашему вниманию четыре основные причины, по которым ее установка просто необходима на классические модели ВАЗ:

1. Вам не придется постоянно чистить контакты и регулировать зазоры, следить за работой и периодически ее контролировать. Эта система сделает работу автомобиля более надежной.

2. Искра будет оптимально распределяться по всем цилиндрам мотора, хотя отсутствует морщинка контактов с кулачком. Более того, исчезнет биение оси трамбовки и вибрации, что очень характерно для классических моделей ваз.

3. Большой разряд в свече зажигания, что обеспечит в цилиндрах эффективное воспламенение топливовоздушной смеси. Таким образом, сгорание смеси будет абсолютным, а значит, и расход топлива будет меньшим. В среднем автомобиль сэкономит примерно пять процентов топлива. Не говоря уже о том, что показатель выхлопных газов будет меньше двадцати процентов.

4. При низких температурах воздуха значительно улучшится пуск мотора, несмотря на то, что в свечах зажигания сила напряжения не будет падать даже при малых оборотах двигателя.

Бесконтактная система зажигания где купить и как установить

Купить бесконтактную систему зажигания можно в любом магазине, специализирующемся на подобных устройствах. Если вы решили установить систему на автомобиль отечественного производства, лучше приобрести бесконтактную систему, которая была произведена в нашей стране. Обойдется такой комплект около двух тысяч рублей, а по продолжительности работы, эффективности и надежности ничуть не уступает зарубежным аналогам.

Несомненно, вы можете заказать подобную систему через Интернет. Интернет-магазинов, специализирующихся в этой области, довольно много, к тому же их можно приобрести и отдельными частями комплекта, такими как катушка, провод, резинка или переключатель.

Бесконтактная система зажигания способна безотказно работать длительное время, при этом ее установка не требует особых навыков и осуществляется очень просто.

Если говорить о недостатках, то у данного устройства достаточно высокая цена, по сравнению с обычной системой зажигания, однако в процессе работы она окупается. Иногда бывает, что переключатель может выйти из строя, так как слишком чувствителен к слабой фиксации, но это скорее можно назвать исключением из правил, чем недостатком.

Установка бесконтактной системы зажигания на автомобили ВАЗ, шаг за шагом

Ротор бесконтактной системы зажигания — специализированный датчик-распределитель.

Выключатель предназначен для прерывания тока в цепи катушки, а резинка (датчик-распределитель) подает на него сигналы.

Что касается бесконтактной катушки зажигания, то ее назначение — преобразование тока низкого напряжения в ток высокого, для обеспечения пробоя между электродами свечи зажигания.

В комплект входят свечи и провода, зазор на свече должен быть 0,7-0,8 мм.

1. Для начала установки бесконтактной системы зажигания необходимо выставить правильное зажигание на старой резине.

2. Далее нужно снять крышку с датчика проводов-распределителя.

3. От катушки требуется отключить высоковольтный провод.

4. Затем необходимо установить направление бегунка, расположенного в верхней части распределителя, с помощью коротких пусковых включений. Бегунок нужно развернуть плавно перпендикулярно мотору, после чего крутить коленвал запрещается.

5. Далее нужно снять старый трамблер.

6. С нового распределителя снимите крышку.

7. Вставить вместо старого.

8. Выставив зажигание, необходимо совместить его с точками, намеченными на старой резине.

9. Затем нужно одеть новую крышку и провода на щебень.

10. Катушку тоже нужно поменять на новую

11. После этого нужно подключить провода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *